«В ноябре 1989 года людьми двигал дух свободы…»

ср, 26/11/2014 - 14:35
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В Южной Осетии отметили 25-ю годовщину начала национально-освободительного движения за свободу и независимость. 23 ноября 1989 года у въезда в Цхинвал собралось народное ополчение против приближающихся к Цхинвалу грузинских националистов во главе со Звиадом Гамсахурдиа. Тогда все мужское население встало на пути грузинских вооруженных группировок. Небольшая группа простых цхинвальских ребят, безоружные, взявшись за руки, преградили въезд автобусам из Тбилиси в Цхинвал.

Сегодня в Цхинвале сложно найти непосредственных участников тех событий. Многие из них погибли в военных конфликтах, часть уехала из Южной Осетии после грузино-осетинского конфликта в 1989-1992 гг., другие не хотят вспоминать о том непростом периоде или же вовсе отказываются что-либо говорить.
Участник и свидетель событий того дня Зарбег Бибилов рассказывает, что 23 ноября 1989 года он с товарищем и коллегой Львом Бибиловым шли с работы, когда стала распространяться весть, что в Цхинвал из Тбилиси направляется колонна автобусов.
«Мы сразу пошли к Згъудерской скале, откуда и ожидалось прибытие грузин. Там постепенно собиралась мужская часть населения. Тогда ни у кого не было оружия, как сегодня. Люди шли с ножами, кусками арматуры и труб, а те немногие, у кого в руках было охотничье ружье, считались максимально вооруженными. У меня в руках, наример, был маленький топорик. Но тогда людьми двигал дух свободы, все как один стали живой стеной, преградив вход грузин на осетинскую землю», - рассказывает он.
Зарбег Бибилов вспоминает, что все происходило спонтанно, ни у кого не было четкого плана действий.
«Все мужчины знали, что мы не сможем дать отпор вооруженным формированиям. И тогда несколько парней, взявшись за руки, встали поперек дороги, и стали живой преградой на въезд в Цхинвал. Мы с моим товарищем Левой встали там же. Автобусы подъезжали ближе. Впереди автобусов шли два грузинских генерала, сам Звиад Гамсахурдиа, и грузинский священник. К тому времени позади нас уже постепенно собралось население всего города, в том числе и местное грузинское население. Автобусы остановились прямо у нашего носа», - вспоминает он.
По мнению Зарбега Бибилова, если бы тогда ополчение не выстояло и впустило в Цхинвал грузинские формирования, то осетины были бы уничтожены.
«Грузины говорили, что пришли не воевать, а с целью проведения мирного митинга в Цхинвале, на что мы отвечали, что провести митинг можно и у въезда в Цхинвал. Помню, тогда Гамсахурдиа закричал: «это грузинская земля, и мы будем проводить митинги там, где посчитаем нужным». Мы стояли там до вечера следующего дня. Все население города встали как один на защиту. Сегодня я понимаю, что те ребята не просто выполняли свой долг защитника, они были настоящими борцами, идеологами, такие сильные внутри, непоколебимые. Это же просто невообразимо, стоять с арматурой в руках против вооруженного противника. Наверное, это и есть сила духа. Тогда нас объединяла общая идея свободы. 24 ноября, после длительных пререканий, переговоров колонна развернулась и уехала в обратном направлении», - говорит Зарбег.
Женщины Цхинвала не отставали от мужского населения в готовности защитить свои дома.
«У меня было двое малолетних детей. Ранним утром 24 ноября мой муж взял большой кухонный нож, кусок какой-то трубы и пошел к мосту у въезда в Цхинвал, где еще с вечера 23 ноября собрались мужчины. Мы были очень встревожены происходящим. Соседские женщины собрали самые необходимые вещи, документы на случай, если грузины войдут в город и придется бежать. Все женщины собрались во дворе и тихо обсуждали, что же будет дальше. Вдруг мы видим, как по пустынной улице идет высокая худая старуха, закутанная в плащ. Мы ей стали кричать: «Ты с ума сошла, куда идешь-то!? Не знаешь, что происходит кругом, вернись обратно». Она, молча, посмотрела на нас, остановилась, распахнула полы плаща, на поясе у нее висел длинный кухонный нож. Прошло больше 20 лет с того дня. Мы видели и войны, и страшные убийства, но этот эпизод так ярко врезался в мою память. Ведь она ничего не могла сделать. Но этот нож на ее поясе… Тогдашнее старое поколение помнило гонения грузинских меньшевиков в 1920 году. Еще моя бабушка рассказывала, как в 20-х годах женщины с детьми, с домашней скотиной целыми селами убегали в леса от грузин, а по возвращении заставали сожженные дома. Наверное, и та старуха помнила об этом, когда шла к мосту с ножом», - рассказала жительница Цхинвала Зема Алборова.
Видимо, все, кто прожил эти 25 лет в Южной Осетии, немало могут рассказать о том времени, когда каждому осетину приходилось сражаться за свободу, защищать свои дома, детей. Безусловно, все они герои и достойны самых высоких похвал, потому что несмотря на все тяготы жизни, они остались на своей родной земле, растят здесь детей и строят будущее.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest