Мост как транспортный объект и как символ времен

чт, 29/01/2015 - 18:18
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В Южной Осетии, как стране с пересеченной местностью, важное значение имеют мосты. В горных ущельях водные потоки часто столь стремительны, что не дают никакой возможности для перехода их вброд, в низменных местностях реки, хотя и не такие быстрые как в горах, тем не менее, также большей частью не имеют брода из-за своей полноводности.

Мосты в нашей стране разные: капитальные каменные, железобетонные, деревянные для проезда грузового автотранспорта, узкие из пары бревен для пешего прохода через реку или ручей, существуют и подвесные мосты.

Кроме того, есть мосты, имеющие стратегическое значение, а есть мосты, которые сегодня сохраняются в виде части пейзажа, утратив функции транспортной составляющей. При этом такие образцы порой находятся рядом друг с другом.

Как пример, мост на развилке Кударского и Дзауского ущелий у селения Гуфта, который давно стал исторической достопримечательностью. В эксплуатацию его ввели 1 ноября 1929 года. На сооружение гуфтинского моста ушло всего 10 месяцев. Длина сооружения 72 метра, высота 22 метра, стоимость строительства 159 344 рубля. По скорости возведения на тот момент ему не было примеров в Закавказье.

Куда больше времени было потрачено на строительство его действующего «соседа», моста, собранного из готовых железобетонных конструкций. Этот транспортный переход через реку является частью ТрансКАМа и имеет стратегическое значение для страны. Это доказал и август 2008 года, когда по нему маршем прошли российские войска, спеша на помощь осажденному Цхинвалу. Поэтому понятно было и стремление грузинской авиации в первый же день разбомбить его, чтобы вывести из строя и затруднить войсковую операцию по принуждению Грузии к миру.

Сегодня старый Гуфтинский мост бездействует. Только коровы в знойный летний день ищут на нем прохладу, исходящую от проносящегося над рекой потока воздуха. Вместе с тем именно старый мост является одним из визуальных символов Республики. У любого уроженца страны или частого гостя РЮО изображение этого моста вызывает стойкую ассоциацию с Южной Осетией. Поэтому было бы желательно, чтобы был произведен хотя бы его косметический ремонт. Понятно, что свои транспортные возможности этот объект давно исчерпал, но внешний вид у него должен оставаться приятным. Ведь он часто попадает в объективы фото и видеокамер, кроме того ажурный мост прекрасно украшает ландшафт своей воздушной архитектурой. В отличие от стандартного и безликого «соседа». Тут, как говорится, двух мнений быть не может.

Мосты на всем протяжении грузино-осетинского противостояния имели, безусловно, важное значение. Именно по ним зачастую проходила линия разграничения между осетинами и грузинами. И тот, кто контролировал такой объект, считался в более выгодной тактической позиции. Иногда мосты становились объектом диверсии, так как это произошло в случае с мостом у бывшего селения Чех, являющегося составляющей первоначальной версии следования ТрансКАМа. Он был взорван грузинскими диверсантами, с целью прервать сообщение России с Цхинвалом, в надежде, что «нижнюю» дорогу через бывшие села Лиахвского ущелья они будут контролировать по своему разумению.

Свое восприятие у людей и мостов непосредственно в столице Республики. В Цхинвале их два: «Старый мост», являющийся частью улицы 13 коммунаров и «Новый мост», в продолжение ул. Московской. Оба они связывают две части города и являлись частью транспортного сообщения с восточной частью Южной Осетии, а далее и с территорией соседней Грузии.

«Старый мост» в том виде, в котором он предстает сегодня, был построен в 1910 году. Раньше это было деревянное сооружение, опирающееся на каменные быки. В 1901 году местный житель так описывал это сооружение. «Сам Цхинвал не может похвастаться своим мостом. Когда-то он был очень хорош и даже имелись на нем скамейки, на которых публика за отсутствием бульваров или общественных садов имела возможность посидеть и подышать свежим воздухом. Но теперь по этому мосту положительно небезопасно проходить – того и гляди, что провалишься. 14-го октября, ввиду прибытия воинского присутствия, мост этот как-будто хотели починить: сделали латки из негодных досок, которые с проездом нескольких арб все расшатались, и проезд сделался затруднительнее, особенно по вечерам, когда рискуешь поломать себе ноги, искалечить лошадь или испортить экипаж…».

Этот исторический объект был свидетелем и нашей новейшей истории. От вторжения грузинских меньшевиков в 1919-20 гг. до грузинской агрессии 2008 года.

По мостовому сооружению долгое время проходил основной поток грузоперевозок, позже эти функции в основном перешли к «Новому мосту», по Старому же мосту разрешался проезд только легкового транспорта. Зимой 1991 года здесь был подорван автомобиль грузинской милиции, оккупировавшей Цхинвал. Это также отразилось на прочности конструкции.

«Старый мост» имеет и драматические страницы своей истории. Дело в том, что его используют для сведения счетов с жизнью самоубийцы. И хотя примеров суицида не так уж и много, они поражают разнообразием: от преподавателя Вуза до гражданки Армении. Впрочем, всех их объединяет либо ревность, либо неразделенная любовь. При этом случаев того, что кто-то решил свести с жизнью, прыгнув с «Нового моста» не припоминается. Очевидно, в старом сооружении есть свой магнетизм.

«Новый мост». Нового от него, впрочем, только название. Практически это мостовое сооружение ненамного отличается по своему состоянию от «Старого моста». Не знаем, каково состояние его несущих конструкций, но внешне он сильно обветшал. Состояние перил таково, что создается опасность для жизни проходящих по нему пешеходов. Далеко от идеала и дорожное покрытие сооружения.

«Новый мост» был введен в эксплуатацию 12 августа 1961 года и был призван разгрузить движение транспорта через старый мост, находящийся в исторической части Цхинвала. Мост железобетонный, длина его составила 108 метра, ширина 12 метров. Строился он, что называется, на совесть, по крайней мере, с вводом его в эксплуатацию с одного берега реки Лиахва на другой уже могла перемещаться тяжелая гусеничная техника, которой раньше приходилось сооружать броды. Но у каждого сооружения имеется свой «срок годности» и время для серьезного ремонта. Любопытно, что новому мосту в свое время было присвоено имя 13 коммунаров, хотя одноименная улица связанна со Старым мостом.

Сегодня оба городских моста находятся в аварийном состоянии. Существует вероятность даже их частичного обрушения. Мы понимаем, что средств для капитального ремонта нет, но об этом надо думать. И их присутствие в перечне объектов на восстановление в Инвестпрограмме выглядело бы более чем обосновано и что называется «в тему». А пока необходимо хотя бы провести, с привлечением сторонних специалистов, экспертизу мостовых сооружений, чтобы определить степень изношенности конструкций, возможность и стоимость их реконструкции. В этом случае мы хотя бы будем знать «цену» вопроса.

Говоря о мостах Южной Осетии следует отметить, что в последние годы в Южной Осетии было построено немало мостов. Прежде всего на дороге Гуфта-Кваиса и Цхинвал-Ленингор, строятся мосты и на дорогах, связывающие отдаленные села. Но хотелось бы, чтобы не оставались без внимания мосты, имеющие не только транспортное, но и историческое, знаковое значение.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest