Художественная лента режиссера Мурата Джусойты «Рудник» - в национальной кинодраматургии первая за последние 20 лет художественная картина, снятая на осетинском языке. Фильм был снят в 2014 году в Северной Осетии. После презентации в Осетии, работу Джусойты в феврале этого года представили и московскому зрителю.
Художественный фильм «Рудник» Мурата Джусойты хочется посмотреть не один раз. Не только, чтобы вновь любоваться красотой длинных планов, характерных почерку режиссера, а чтобы рассмотреть все символы, лучше понять заложенные автором смыслы.
1830 год. На Кавказе уже идет война, тем, кто воюет, нужен свинец. Поднявшиеся в высокогорье Осетии русский геолог и сопровождающий его ученый-кабардинец оказались вовлечены в конфликт между семьями Гидаровых и Тасоловых. Иноземцы прибыли сюда за сведениями о залежах руды, а также за некими тайными знаниями, обладает которыми старший в роде Гидаровых целитель Ростом. Большинство Гидаровых гибнет из-за несчастного случая, старшим в роду становится подросток Габи. Ему теперь надо беречь брата, сказителя преданий Аче, и отвечать за невестку Фари. Фамилия Тасоловых притязает на гидаровские земли и рудник, который считается иссякшим.
«Не пускай скорбь в сердце, не дай злости туманить разум». Эта фраза несколько раз звучит в фильме. Это то, что хотели выведать у 108-летнего Ростома, который выглядит моложе, чем собственный сын, иноземные гости. Это и наставление провидца Ростома правнуку Габи. И послание Джусойты зрителям «Рудника».
Габи наследует и применяет знание старца. Разум мальчика остается чистым, когда он вершит судьбу не только свою, Аче, невестки-вдовы, но, по сути, и судьбу рода Тасоловых – Габи решает не враждовать с ними, а породниться. Обычай предписывал Габи отомстить за оскорбление кровью, но он не следует принятым устоям.
«Не люди для закона, а закон для людей», - отвечает Габи на укор Аче. Время перемен, обстоятельства заставляют Габи переплавиться, как переплавляется и становится драгоценным металлом руда.
По замыслу Мурата Джусойты, «Рудник» рассказывает и о том, что переживает осетинское общество сегодня, тогда тоже, как и сейчас, шла геополитическая борьба на Кавказе, шел слом устоявшегося образа жизни, образа мышления.
Одна из самых ярких сцен картины: мальчики, в одночасье ставшие мужчинами, оплакивают погибших членов своей семьи. Актеры Давид Тогоев и Урузмаг Засеев в этой сцене мало кого оставят равнодушными. Одна из лучших, органичных актерских работ в фильме – работа актера кабардинского театра Валерия Балкизова, его осетинская речь звучит так, как будто он говорит на родном языке.
Единственная женская роль в «Руднике» досталась Ольге Панковой. Вокруг ее героини - Фари - разворачивается один из основных конфликтов, но она не произносит ни слова в фильме. Она с ног до головы закутана в черное. Более того, в роли мало изящного, потому что это роль ослабевшей от болезни женщины. И, вдруг, Ольга Панкова «выстреливает», когда «Рудник» уже посмотрело какое-то количество зрителей. Она представляет Россию на «Миссис мира-2014» и занимает четвертое место в конкурсе, который проходит в США.
Лучшее в «Руднике» - это драматургия Джусойты, в национальной кинодраматургии параллели можно проводить лишь с его же снятыми более 20 лет назад художественными лентами «Горец» и «Фарн», а также музыка, написанная для этой картины Ахсаром Джигкаевым, она звучит мало в фильме, но мелодия запоминается легко и надолго.
Придраться в фильме есть к чему, в частности, он мог быть лучше озвучен. Видно, что его создатели не располагали достаточными средствами. Тем ценнее работа команды Мурата Джусойты. При этом зритель тепло принял «Рудник» на презентациях во Владикавказе и Цхинвале, а в феврале - в Москве. Теперь картину планируют представить в Стамбуле турецкой диаспоре осетин.
Более широкому зрителю «Рудник» станет доступен, когда получит прокатное удостоверение, возможно, уже в марте.