Пестрота неправительственного сектора Республики

ср, 19/08/2015 - 17:22
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Мы часто в последнее время сетуем, что много развелось в нашей стране политических партий. Действительно, в настоящее время на политическом поле РЮО существует 15 политических объединения, из которых только 4 получили доверие избирателей представлять их интересы в республиканском Парламенте. Но такая партийная вольница не устраивает общество и недавно Парламент страны предложил поправки в закон «О политических партиях», которые существенно ограничивают желание участвовать в политическом строительстве.

В Республике партии разные по своему весу в обществе, по времени обретения в истории и по количеству членов. Самой ранней из них является Коммунистическая партия Республики Южная Осетия (первый секретарь Инал Уригаев). Партия эта зарегистрирована в феврале 1993 года и является правопреемницей КПСС, вернее ее дочки – областного комитета Компартии Юго-Осетинской Автономной области. Эта преемственность дает как право на неизменную поддержку старшего поколения, так и на возможность пользования недвижимостью КПСС, имеющейся на территории Южной Осетии.

Впоследствии партийная жизнь развивалась в Республике ступенчато и в какой-то мере плавно. Образовывались партии, некоторые на плаву не удерживались. В результате на сегодня среди сторожилов помимо Компартии на политическом партийном поле числятся «Фыдыбæста» (Вячеслав Гобозов) и «Единство» (Зураб Кокоев). Настоящим бумом же партийного строительства в РЮО ознаменовался период 2012-13 годов. И этот процесс намного обогнал собственно само строительство в Республике. Ускорение «партиализации» общества было связано, прежде всего, с намеченными на 2014 год парламентскими выборами. В результате, в преддверии выборов в законодательный орган власти страны было создано десять (!) новых партий. Большинство партийных организаций, как известно, не смогли пройти в Парламент, но члены трех партий нового времени сумели обрести заветные депутатские корочки – «Единая Осетия» (А.Бибилов), «Единство народа» (В.Келехсаев) и «Ныхас» (А.Алборов). Четвертой парламентской партией стала Народная партия (А.Плиев), которая в этом перечне стоит особняком, поскольку единственная, кто имеет необходимый опыт парламентской работы.

Среди партий, которые пока находятся в шорт-листе ожидания на места в следующем Парламенте помимо вышеназванных семи партий находятся: «Аланы» (Инал Кабисов), «Достоинство и справедливость» (Феликс Битиев), «Ирыстон-сæрибары фæзуат» (Алла Джиоева), «Новая Осетия» (Давид Санакоев), «Рæстаг Ир» (Константин Кочиев), «Родина» (Домбай Гассиев), «Справедливость. Труд. Развитие» (Хох Гаглоев), «Фидæн» (Таймураз Губаев).

Но неправительственное поле (а политические партии, как ни крути, по сути, также являются НПО, хотя и не принято такое суждение) нашей страны куда более масштабное, и далеко не ограничивается названными пятнадцатью партиями. На сегодня в Министерстве юстиции на начало августа зарегистрировано 122 некоммерческих организаций (НКО), которые также имеют свою градацию. По времени создания, характеру деятельности. Так, самое раннее из зарегистрированных на сегодняшний день в Минюсте НКО – демографический фонд «Фидан» (1998 г). Но обо всем по порядку.

Во-первых, по национальному признаку объединились русские, проживающие на территории РЮО – «Россы», в министерстве юстиции зарегистрирован Центр возрождения еврейской культуры «Шолом», действует «Общество юго-осетинской болгарской дружбы», культурный центр «Славутич», общественная организация армянского населения «Берд».

Есть объединения и по хозяйствующему принципу: «Торгово-промышленная палата», «Союз предпринимателей РЮО», «Союз промышленников и предпринимателей РЮО», «Ассоциация фермеров и сельхозкооперативов»... Особняком здесь стоит – «Ассоциация виноградарей и виноделов».

Однако наиболее многочисленны спортивные объединения. Это в основном федерации по видам спорта, среди которых есть и довольно экзотические для нашего понимания. К примеру, Федерация полноконтактного боя, Федерация кекусинкай карате-до, Национальная федерация Ояма киокушинкай карате-до, Федерация комплексного единоборства... Альпинисты и туристы также имеют отдельно свой клуб и федерацию, а бильярдисты страны объединились аж в три разных сообщества по разгону шаров на зеленом сукне. Имеются отдельные федерации вольной борьбы, футзала, настольного тенниса, армспорта, а федераций бокса даже две. Необычно звучит и название «Федерация практической стрельбы и снайпинга РЮО».

Своя градация есть и у представительниц слабого пола. Женщины Республики организовались в отдельные комитет, ассоциацию и лигу. Есть даже социально-экономический женский центр «Зарина». За права человека в Республике борется «Ассоциация женщин РЮО за демократию и защиту прав человека».

Отдельно представлены и многочисленные благотворительные фонды. Среди них фонд «Милосердие», благотворительный фонд «Комитета семей погибших и без вести пропавших», благотворительный фонд ветеранов спорта «БОВС», детские фонды «Хуры Тын» и «Наше будущее», фонд поддержки молодежи «Фаранк», фонд «Поддержки раненным в ходе боевых действий на территории РЮО», фонд поддержки пострадавших граждан в ходе грузинской агрессии «Доброе сердце», благотворительный фонд «Возрождение православия», благотворительный фонд «Мах Ныфс» и «Амонд» и, как объект для любопытства – благотворительный фонд «Верность» Армена Багларяна. Венчает весь этот фондовый список «Национальный благотворительный фонд РЮО».
Судя по зарегистрированным в Минюсте организациям, в Республике широко представлено также профсоюзное движение. Существует «Совет профсоюзов РЮО», городской профсоюз работников образования и науки, профсоюз работников культуры.

Действует в Южной Осетии, по данным Министерства юстиции, и «Ассоциация Совета старейшин народов Кавказа» (Нафи Джусойты), а также отдельно Совет старейшин Дзауского района. Впрочем, дзауцы выделяются и другими индивидуальными инициативами. Например, в министерстве юстиции зарегистрировано НКО, которое должно заниматься исключительно «вопросами реабилитации населения поселка Дзау и Дзауского района». Ни больше, ни меньше.

Существует в Республике, как оказалось, и свой «Союз кинематографистов РЮО». Правда, самого национального кинематографа нет, но вот сообщество кинематографистов уже имеется. Руководит союзом Авдий Остаев, ранее известный как Зуро Остаев.

Общественная некоммерческая организация народный форум «Осетия обвиняет» (Руслан Бзаров), Общественное движение «Южная Осетия против фашизма» (Э.Бедоева), очевидно, ставят перед собой целью добиться признания преступлений Грузии против Южной Осетии.

Зарегистрированы в Министерстве юстиции Ассоциация независимых фармацевтов, Ассоциация медсестер РЮО, Ассоциация медицинских работников, Ассоциация учителей, преподавателей русского языка и литературы.

Есть среди НКО и такие, которые ставят перед собой глобальные задачи развития нашего общества: Центр Стратегического развития «Перспектива», «Академия социологического анализа», «Институт стратегического развития», «Международный фонд развития РЮО», «Союз патриотических сил Осетии»… Ну а о нашем с вами будущем беспокоятся члены объединений «Иры Сомбон» и «СомБон». Есть НКО с гордым названием, тезка нашего издания – «Республика».

Встречаются в списке НКО и объединения с оригинальными наименованиями. Например, городская молодежная общественная организация «Цхинвальская всесторонне-экспериментальная тема». По сути же, это всего-навсего КВН, но как звучит! Среди множества НКО с претенциозными названиями и целями скромно присутствует «Общественный фонд Коста Хетагурова», функционирует общественный фонд «Фарнхæссæг».

Не отстают в своем корпоративном структурировании и адвокаты. Они объединены в Адвокатскую палату РЮО и коллегии адвокатов «Защита» и «Фемида», «Цхинвальская городская коллегия адвокатов», коллегия адвокатов «Гарант». Есть НКО, находящиеся в тренде современных политических процессов. К примеру, «Центр социально-экономического сотрудничества с Донецкой и Луганской народными республиками» (Сослан Джуссоев). В Республике даже есть общественная организация «Юго-Осетинское казачье общество» (А.Пухаев). Отдельно объединились в «Союз кавалеров Ордена Уацамонга» граждане, удостоенные высшей воинской награды страны.

Гордо звучат собственно и наименования руководителей политических и общественных организаций, среди которых есть Председатель, Директор, Координатор, Глава и… даже Президент! Кстати о руководителях. В списках НКО, имеющихся в Минюсте РЮО, есть несколько лиц, которые с успехом возглавляют несколько НКО – Л. Цховребова, А.Джиева, А.Валиев, И.Дзукаев, Т.Хугаев. Такие вот руководители многостаночники!

Одним словом, нет такой сферы общественной и политической жизни, где бы не были задействованы некоммерческой организации. Остается только надеяться, что все они реально функционируют и несут пользу обществу, а не созданы просто на бумаге для каких-то точечных, возможно личных проблем.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest