Известный югоосетинский режиссер-постановщик Тамерлан Дзудцов завершил работу над мистической трагедией «Дзӕнӕты фӕндаг зындонмӕ» («Райская дорога в ад»). Постановка по пьесе поэтессы и драматурга Людимлы Галавановой была представлена на суд художественного совета Юго-Осетинского государственного театра им. Коста Хетагурова и художественного совета Министерства культуры Южной Осетии на днях.
Представление, развернувшееся на сцене, приятно удивило с первых секунд. Распахнувшийся занавес открыл необычно картину – сцену, оформленную в авангардном стиле с налетом мистики. Сам спектакль – совокупность полета фантазии режиссера, удивительно гармонично подобранной музыки, живой хореографии артистов, выразительного света произвел на всех двоякое впечатление. Зрителя бросало из одной крайности в другую – от восторженных чувств до недоверия, граничащего с отрицанием.
Сама тема произведения очень сложна – семья и наркотики, вокруг которой разворачивается извечная борьба добра и зла, силы духа и человеческих слабостей и инстинктов. И, наверное, из-за сложности темы, как сказал директор театра Филипп Каджаев, к ней югоосетинский театр обратился впервые.
«Именно поэтому актерам было особенно сложно играть свои роли, передавать всю глубину трагедии семьи, а режиссеру воплотить на сцене атмосферу разрушения семейных ценностей, моральное и духовное уничтожение личности», - сказал он.
Не будем раскрывать все нюансы. Зритель сможет насладиться премьерой уже сегодня вечером и дать свою оценку работе режиссера, актеров, специалистов по звуку, свету, хореографов, художников.
Но раскроем один секрет. Спектакль получился действительно интересным и спорным.
Подтверждением тому дискуссии, разгоревшиеся после прогона спектакля. По уже сложившейся традиции оценить новую постановку пришли поэтесса и драматург Людмила Галаванова, руководители республиканских школ, педагоги и люди, неравнодушные к театральному искусству. Свое мнение высказали члены двух художественных советов, директора школ, режиссеры, актеры, специалисты в области психологии, лингвисты.
Здесь звучали совершенно разные мнения, зачастую диаметрально противоположные.
Любой спектакль, как отметила артистка театра Галина Гучмазова, если вызывает противоречивые чувства, уже является успешным.
«Тем не менее, есть моменты, которые для меня не приемлемы», - подчеркнула она.
В свою очередь директор Лицея искусств им. Аксо Колиева Лаврентий Касоев выразил свое восхищение игрой актеров, оформлением сцены, но отметил, что развязка спектакля его разочаровала.
«Концовка спектакля, на мой взгляд, не соответствует масштабности произведения. Я ожидал, что произойдет нечто значительное, но этого не случилось», - поделился он своими впечатлениями.
Психологу, педагогу, журналисту Елине Бязровой, как она сама призналась, очень понравились «лаконичность и хорошая стилизация сцены», но при этом она в пух и прах разнесла игру отдельных артистов, стиль оформления их костюмов.
«Жан-Жак Харебов был очень убедителен в своей трактовке зла, но столь же неубедителен был Виссарион Битаров, представляющий добро. И почти безупречна была работа хореографа», - подчеркнула она.
В конечном итоге, все сошлись во мнении, что спектакль, если доработать некоторые нюансы, получится – приведем здесь эпитеты: шикарным, стильным, увлекательным, великолепным… .
«Рисунок, который предлагает режиссер, на мой взгляд, великолепен. Но, самая большая претензия у меня к актерской игре. Или они не понимают стилистику играемых ролей, или не знают как это сыграть. Много ненужных пауз, много нединамичных, не заставляющих зрителя чувствовать, сцен», - также жесток был в своей оценке артист югоосетинской сцены Сослан Бибилов.
После завершения дискуссий, режиссер-постановщик спектакля Тамерлан Дзудцов сообщил, что некоторые замечания он примет к сведению, но с отдельными высказываниями категорически не согласен.
«В спектакль будут внесены некоторые изменения», - сказал он.
Прошло три дня, в течение которых, Тамерлан Дзудцов мог использовать или нет, по своему усмотрению озвученные идеи и рекомендации, дорабатывая свое новое детище.
Сегодня состоится премьера этого неординарного спектакля, и югоосетинский искушенный зритель сможет сам дать ему оценку. С нетерпением ждем вердикта.