19 января в Южной Осетии, как и во всем мире, православные празднуют Богоявление - Крещение Господне. Об особенностях древнейшего христианского праздника журналистам рассказал благочинный цхинвальских церквей иерей Иаков Хетагуров.
«8-19 января весь христианский мир празднует святое Богоявление Господа нашего Иисуса Христа, иначе мы называем этот праздник - Днем Крещения Господня, - сказал благочинный цхинвальских церквей. - Но правильней будет называть этот день Богоявлением. Мы знаем из евангельских событий, что в этот день Господь пришел к Иоанну Крестителю, который крестил народ Палестины для того, чтобы подготовиться к пришествию Мессии, то есть спасителя человечества. И он призывал народ придти и покаяться, омыть в реке Иордании свои грехи покаянием и принять спасителя - Мессию, которого ждали все народы, еще веровавшие в истинного Бога, и принять Мессию, узнать, что он скажет, ибо мы все знаем и понимаем, что Мессия – посланник Божий, сын Божий. И это было сказано в пророчествах тоже».
Иаков Хетагуров отметил, что в те дни, когда народ Палестины приходил к Иоанну Крестителю, каялся и крестился, - совершался прообраз Крещения.
«И в это время Иисус Христос как обыкновенный человек сам пришел к Иоанну, и Иоанн – пророк Божий сказал эти слова: “Как я могу крестить тебя, когда ты сам пришел крестить народ Божий”. И Христос сказал ему, что все должно быть исполнено как у пророков, то есть он указывал на то, что все, что было написано пророками, то есть людьми, которые передавали слово Божье людям, должно быть исполнено, чтобы ничего неправильного не произошло.
И вошел тогда Господь в Иордан и крестился от рук своего сродника – Иоанна Крестителя. И можно считать, что в этот момент произошло главное освещение воды - уже крещенской, в которой мы уже священники крестим всех людей, приходящих к Богу в ознаменование того, как написано в символе веры – “верую в единое крещение, в оставление грехов и чаю воскресенья мертвых”. То есть, Крещенское празднество – это и Богоявленское празднество, когда Господь явил себя миру уже открыто как Бог, ибо мы вспоминаем, когда Бог вошел в воду Иорданскую и вышел из нее уже, осветив все воды, положив начало спасению человечества, то с небес раздался гром, но люди, чистые душою, услышали в нем слова Бога Отца: “Сей есть сын мой, и Его и примите вы и будете слушаться его”. И вот это именно было таинством Богоявления».
Крещение, добавил благочинный цхинвальских церквей, является примирением с Богом.
«Крещение - это главная попытка человека оставить все свои грехи, стать человеком Божиим, человеком, который не подчиняется греху, а который является хозяином своей судьбы и попирает грех, побеждает его с помощью силы Божьей, - подчеркнул Иаков Хетагуров. - И поэтому мы и празднуем этот праздник, поэтому мы в этот день освещаем воду.
Очень тяжелый грех, когда люди по своему суеверью почему-то думают, что в дни святок можно гадать. Это очень тяжелый грех, который приравнивается к идолопоклонству или же к отступлению от Бога. После этого люди начинают бесноваться и отрекаются от Бога.
Святая вода нужна людям, чтобы освятить свои жилища, ею надо причащаться, но, в первую очередь, ее нужно употреблять как воду, которая освещена самим Богом, как целебная вода».
Крещенская вода, по словам благочинного цхинвальских церквей, навечно сохраняет свойства своей чистоты.
«Крещенская вода, ни коем образом, не может портиться, - отметил иерей цхинвальских церквей. - Если она иногда портится у человека, это означает, что человек совершает какой-то тяжелый проступок, и Бог через воду показывает, что от него отходит благодать Божья. По установленным канонам мы совершаем перед Богоявлением все положенные богослужения. Это, во-первых, царские часы, святая литургия Василия Великого, после которой уже можно освещать воду, Великое повечерье с освещением хлеба, масла, пшеницы, елей, это делается для того, чтобы умножалось изобилие в государстве, доме. И после этого следует утренняя служба, которая готовит нас непосредственно к Божественной литургии, которая проводится 19 января».
Иаков Хетагуров отметил, что многие в День Крещения Господня погружаются в воду.
«Человек, погружаясь в эти дни в святую воду, как бы хочет исправиться, и для этого он делает как бы новый шаг, - сказал Иаков Хетагуров. - Каждый раз надо каяться и исполнять божие заповеди. Этими днями и заканчиваются святые дни, которые были с Рождества – с 6 по 19 января».