До принятия Конституции Южной Осетии 8 апреля 2001 года была проведена огромная работа в конституционном направлении, - заявил заместитель спикера парламента Южной Осетии Инал Мамиев сегодня на круглом столе в Цхинвале, посвященном 15-тилетию со дня принятия Конституции Республики.
«До того, как мы дошли в правовом отношении до 8 апреля 2001 года, конечно, была проведена большая работа для того, чтобы мы могли конституционно встать на ноги, - сказал Мамиев. - Вся работа началась в августе 1990 года, когда была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Южная Осетия. Это был первый документ конституционного направления, затем в 1992 году были приняты два судьбоносных закона».
По словам Мамиева, первым из судьбоносных документов был закон об основах защиты экономического суверенитета Республики Южная Осетия.
«Данным документом было провозглашено о том, что земля, ее недра, растительный и животный мир, исторические и культурные ценности, все имущество, расположенное на территории Республики Южная Осетия объявляется всенародным достоянием и основой для обеспечения жизни и деятельности нашего населения, - подчеркнул Мамиев. - И второй закон – закон о применении аналогии российского законодательства на территории Республики Южная Осетия. Эти два закона затем легли в основу первой конституции, проработка которого тогда уже шла параллельно».
К августу 1992 года, отметил Мамиев, был подготовлен первый вариант текста конституции.
«Мы бы очевидно еще долго работали над этим основополагающим документом, если бы не Хазби Гаглоев, который представил первый проект Конституции, - подчеркнул Мамиев. - И над ним началась работа. Первый проект Конституции, как и положено, по нормам Международного права, мы опубликовали для того, чтобы население ознакомилось с ним и высказало свои замечания. Это было осуществлено. В течение месяца мы собирали замечания. К нам поступило около 70 письменных замечаний от примерно 40 авторов. Мы отобрали консенсусом определенные предложения и показали их автору первого проекта. Некоторое время проект дорабатывался, и мы опубликовали его вторично».
Предварительное одобрение проекта от населения, по словам Мамиева, поступило в конституционную комиссию.
«На референдуме в ноябре 1993 года была принята первая Конституция, - сказал Мамиев. - Более 90 процентов голосующих избирателей проголосовали за ее принятие».