Администрация президента Южной Осетии заявила о необходимости вынесения на референдум изменений в статью 10 Конституции Республики.
Как сообщили ИА «Рес» в Администрации главы государства, согласно действующей редакции статьи 10 Конституции РЮО «Республика Южная Осетия вправе вступать в союз с другими государствами и передавать органам союза осуществление части своих полномочий».
«Учитывая сегодняшние политические реалии и сложность прямого решения вопроса о вхождении Республики Южная Осетия в состав России и, стремясь не допустить возникновения затруднений в международном плане для Российской Федерации, считаем, что референдум необходимо проводить не в его привычной форме, а в иной форме, предусмотренной Конституционным законом РЮО “О референдуме”», - сказали в Администрации президента.
В Администрации отметили, что в ходе голосования будет предложено дополнить статью 10 Конституции РЮО.
«В частности, в статью будет внесен абзац следующего содержания: на основании результатов всенародного голосования - референдума от 19 января 1992 года президент Республики Южная Осетия по согласованию с парламентом Республики вправе обратиться к руководству Российской Федерации с предложением о принятии Республики Южная Осетия в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации и заключить с Российской Федерацией договор о принятии Республики Южная Осетия в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта», - подчеркнул собеседник агентства.
При указанном способе проведения референдума, добавили в Администрации президента, появится ряд преимуществ.
«Референдум не будет обязывать Российскую Федерацию каким- либо образом реагировать на его результаты, так как явится внутригосударственным вопросом по изменению Конституции Республики, а не шагом на международной арене, - отметили в Администрации президента. - Появятся долгосрочные юридические основания для начала процедуры вхождения Республики Южная Осетия в состав России. Даже спустя длительное время не будет необходимости проведения нового референдума, так как необходимые основания и уполномоченные органы уже будут предусмотрены Конституцией Республики. При положительном стечении обстоятельств вопрос вхождения Республики Южная Осетия в состав Российской Федерации можно будет решить в краткие сроки на законном основании».
В Администрации президента отметили, что 19 января 1992 года в Южной Осетии был проведен первый референдум по вопросу о воссоединении с Россией.
«Жители Южной Осетии тогда отвечали на два вопроса: согласны ли они, чтобы Республика Южная Осетия была независимой и согласны ли они с решением Верховного Совета Республики от 1 сентября 1991 года о воссоединении с Россией, - сказал собеседник агентства. - На оба вопроса были даны положительные ответы почти 99% голосовавших. Второй референдум, проведенный 12 ноября 2006 года, ставил единственный вопрос:
“cогласны ли вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?”. На данный вопрос положительный ответ дали также более 90% голосовавших».
Представитель Администрации президента подчеркнул необходимость проведения нового референдума.
«Хорошо известно, что идеей референдума 2006 года была исключительно независимость от Грузии, а не от какого-либо иного государства, - сказали в Администрации. - Таким образом, на сегодняшний день у нас нет достаточных правовых оснований для инициирования вопроса о вхождении в состав Российской Федерации. В этой связи, новый референдум по внесению изменений в статью 10 Конституции РЮО нам необходим».
Руководство Южной Осетии, добавили в Администрации, «проводит четкую границу между двумя различными вопросами».
«Первый вопрос – это вопрос о референдуме по внесению изменений в статью 10 Конституции Республики, и второй вопрос – это обращение к руководству России с предложением о включении Южной Осетии в состав России, - уточнили в Администрации президента. - Первый вопрос является внутригосударственным, ответ на который нужен нам внутри, и который сам по себе не влечет каких-либо международно-правовых обязательств для российской стороны. Второй вопрос – это уже серьезный внешнеполитический шаг, который, естественно, должен быть согласован с российской стороной».