Высказывания Председателя Парламента РЮО Анатолия Бибилова на встрече с представителями общественности Республики 14 ноября текущего года по вопросу проведения референдума о вхождении РЮО в состав РФ не могут не вызвать недоумения. Особенно в той части, где он подвергает весьма своеобразной трактовке предложение Президента РЮО Леонида Тибилова, касающееся возможной формулировки вопроса референдума, а также решения Политсовета при Президенте РЮО о переносе всенародного голосования на 2017 год.
В связи с этим считаем необходимым напомнить, что вопрос о вхождении РЮО в состав РФ отнюдь не был «поднят еще в январе 2014 года», а намного раньше – в конце 80 – начале 90-ых годов прошлого века лидерами национально-освободительного движения Южной Осетии. Более того, на этот вопрос был получен положительный ответ на референдуме 1992 года.
Исходя из этого общеизвестного факта, Президент Республики Южная Осетия Леонид Тибилов и предложил свою формулировку вопроса референдума, которая предполагала предоставить право Президенту РЮО с согласия Парламента РЮО обратиться на основании результатов референдума от 19 января 1992 года к руководству Российской Федерации с предложением о принятии Республики Южная Осетия в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации и заключить с ней соответствующий договор.
Таким образом, президентская формулировка, содержащая ссылку на результаты всенародного голосования 1992 года, и фактически, и юридически означала не только подтверждение желания РЮО войти в состав РФ, но и одновременно была направлена на создание конкретного конституционного механизма реализации этой идеи на практике. Можно спорить с тем, насколько данный механизм совершенен, но подавать его как якобы «узурпацию» одним человеком или «другим созывом депутатов» решения вопроса о нашем присоединении к РФ – это либо полное непонимание, либо сознательное искажение сути вопроса.
Что же касается упомянутого заседания Политсовета при Президенте РЮО, то на нем вообще не шла речь о тех или иных формулировках. Наоборот, практически все члены Политсовета и приглашенные, среди которых были именно представители общественности, общественных организаций, творческих союзов и политических партий, согласились с необходимостью переноса референдума на 2017 год и проведения его после президентских выборов, в том числе и Председатель Парламента РЮО Анатолий Бибилов.
В связи с вышеизложенным считаем, что на сегодняшний день нет необходимости затевать новую дискуссию по вопросу о том, как, когда и с какой формулировкой вопроса проводить референдум о вхождении Южной Осетии в состав России. Если, конечно, речь идет о серьезной политике, а не о попытке использовать популярную идею в конъюнктурных политических целях.