Состояние перманентной войны с Грузией обусловило необходимость перехода на президентскую форму правления, заявил информагентству «Рес» депутат парламента Южной Осетии Амиран Дьяконов, комментируя принятие действующей Конституции 2001 года.
«Конституционный путь развития нашего государства можно разделить на два этапа. На первом этапе, когда была принята Конституция 1993 года, практически вся полнота власти была сосредоточена в руках парламента. Второй этап начался с принятием в 2001 году ныне действующего Основного закона, оформившего переход к президентской республике», - отметил Дьяконов.
Депутат подчеркнул, что состояние перманентной войны с Грузией обусловило необходимость перехода на президентскую форму правления.
«Что касается Конституции, принятой в 2001 году, то в неё на протяжении прошедшего времени вносились соответствующие изменения, - сказал парламентарий. - Правильными ли они были или нет, но факт остается фактом, - есть Конституция, и все органы государственной власти должны осуществлять свою деятельность исходя из положений Основного закона в части обеспечения прав и свобод граждан, включая избирательные права».
Касаясь недавних изменений, внесенных в Конституцию законодательным органом республики в связи с переходом на смешанную, пропорционально-мажоритарную систему выборов в парламент, Дьяконов отметил, что принятие нового закона о выборах депутатов парламента было продиктовано необходимостью учета нынешних реалий.
«Раньше парламент также формировался по смешанной системе. Затем в республике ввели пропорциональную избирательную систему, - напомнил парламентарий. - Сегодня мы пришли к тому, что пропорциональная система не в полной мере способствует соблюдению избирательных прав наших граждан».
По словам Дьяконова, депутаты от Народной партии предлагали не просто вернуться к существовавшей прежде смешанной системе, а принять многомандатную избирательную систему.
Парламентарий добавил, что данная форма избирательной системы помогла бы избежать махинаций с подкупом населения.
«Избирательные участки у нас порой состоят из 300 избирателей, и как мы видели, один камаз с прицепом мог вполне обеспечить депутатский мандат, - сказал Дьяконов. - Сегодня мы снова вернулись к этому. Но что произошло, то произошло. Будем работать по той системе, которая была предложена нам партией большинства. Мы поддерживаем смешанную систему формирования парламента, она более продвинутая, чем пропорциональная. Но в любом случае, ни один закон, ни один подзаконный акт не может противоречить Конституции республики».
По мнению парламентария, некоторые положения недавно принятого закона о выборах в парламент ограничивают пассивное избирательное право граждан, не работающих в бюджетной сфере.
Дьяконов также обратил внимание на то, что в цивилизованных странах избегают внесения изменений в Конституцию под конкретную геополитическую или внутриполитическую конъюнктуру.
«А у нас это происходит постоянно, и в этом наша проблема, - сказал законодатель. - Эти процессы, по моему мнению, является перманентным источником дестабилизации социально-политической ситуации в республике, наносят огромный урон имиджу Южной Осетии и не имеют поддержки со стороны населения».
Кроме того, парламентарий высказался в пользу усиления роли законодательного органа республики при формировании правительства.
«По Конституции 2001 года власть была централизована в руках президента. Теперь, когда у республики больше нет внешних угроз, на мой взгляд, настало время дать больше полномочий парламенту по части формирования экономического блока исполнительной власти», - считает Дьяконов.
Большое значение парламентарий придает развитию местного самоуправления в республике, отмечая, что история народа Южной Осетии основывалась на самоуправлении независимых обществ.
«То, что сидит в нашей ментальности - чувство сопричастности к управлению своей землей, давала нашему народу силы отстаивать свою Родину, - сказал депутат. - Если государство не может обеспечить законом гарантированные права участия человека, гражданина в управлении хотя бы тем же сельским советом, то в этом случае люди теряют веру в государство, а нам её нужно возвращать».
Конституция Южной Осетии, по словам Дьяконова, гарантирует местное самоуправление. Более того вступил в силу, но так и не заработал на практике закон о местном самоуправлении.
«Закон о местном самоуправлении в действующей редакции вступил в силу, но он не работает, - отметил депутат. - Государство — это как дом. Мы не можем построить крышу, пока у нас нет фундамента. Проблема местного самоуправления начинается с низов, - это сельские советы, потом следует переход на местное самоуправление административно-территориальных единиц».
Дьяконов также подчеркнул, что парламент имеет право вносить изменения в Конституцию, кроме 1, 2 и 9 глав, которые можно менять только через референдум.
«Общество развивается, и когда встает вопрос о том, что необходимы конкретные шаги в пользу развития нашего государства, а Конституция этого не позволяет, в таком случае существуют механизмы внесения изменений в Основной закон, но не во все главы и статьи. Внесение изменений в главы 1, 2 и 9 Конституции возможно только через референдум. В другие статьи парламент может вносить изменения», - сказал Дьяконов.