Вечером 13 апреля в 20:30 по Вашингтону (14 апреля 03:30 мск) президент США Дональд Трамп выступил с обращением к нации, в котором объявил о начале военной операции против «режима Башара Асада». Американский лидер обвинил сирийские власти в использовании химического оружия против мирного населения города Дума к востоку от Дамаска. Трамп не забыл упомянуть Россию, поставив ей в упрёк «невыполнение обязательства по уничтожению химического оружия в Сирии».
«В 2013 году президент России Владимир Путин обещал миру, что гарантирует уничтожение серьёзного химического оружия (в арсенале Сирии — EADaily). Недавние атаки Асада и сегодняшний ответ — это прямой результат провала России по исполнению этого обещания», — заявил Трамп.
Таким образом, президент США ещё до начала ударов и подведения их военно-политических итогов возложил если и не всю, но весьма «серьёзную ответственность» за происходящее в Сирии и вокруг неё на Россию.
Вслед за обращением Трампа военные корабли и авиация США, Великобритании и Франции начали наносить удары по целям на территории Сирии (точный хронометраж атаки — с 3.42 до 5.10 мск).
Чуть позднее о начале операции сообщил журналистам председатель Объединённого комитета начальников штабов (ОКНШ) США генерал Джозеф Данфорд. «В 21:00 по времени восточного побережья вооружённые силы США, Великобритании и Франции нанесли удары по целям в Сирии с тем, чтобы не допустить дальнейшего применения химического оружия… Наши силы были интегрированы на стадии планирования и осуществления операции. Цели, по которым нанесены удары, непосредственно связаны с химическими программами сирийского режима. Мы также избрали цели с тем, чтобы минимизировать риск для гражданского населения. Первая цель — это научно- исследовательский центр в районе Дамаска. Этот сирийский объект был центром для разработки, исследований и производства химических и биологических технологий. Второй целью был объект для хранения химических веществ к западу от Хомса», — заявил на пресс-брифинге Данфорд.
Результативность ударов в военном плане, ещё до подведения более осмысленных итогов, представляется крайне неубедительной. Возможно единственный успех Трампа на сегодня — это его политическое достижение в виде склонения премьер-министра Великобритании Терезы Мэй и президента Франции Эммануэля Макрона к совместным ударам. США вновь предстали в роли организатора коалиций, не важно — строго ситуативных или носящих долгосрочный характер. На этом, пожалуй, позитив для стратегов в Белом доме и их исполнителей в ОКНШ и Пентагоне заканчивается.
Ведущие СМИ США сообщают, что в предшествовавшие ударам в ночь на 14 апреля дни Белый дом фактически «жил Сирией». Из суточных 24 часов на подготовку ответа Америки на «химатаку» в сирийской Думе администрация Трампа отводила чуть ли не 20 часов. Так, во всяком случае, утверждают собеседники Thе Wall Street Journal. После подобной «титанической работы», потребовавшей «колоссальных усилий», коэффициент полезного действия от американских крылатых ракет «Томагавк» и других носителей выглядит ещё более пикантным.
Сирийские источники подтвердили, что ударам подверглись только провинция Дамаск и Хомс. Появившиеся ранее слухи об ударах по провинциям Хама, Алеппо, Латакия и Сувейда были опровергнуты. На это косвенно указывают заявления представителей ОКНШ и Пентагона о том, что удары по «российским целям» в Сирии, местам дислокации военных РФ не наносились.
В провинции Дамаск удары пришлись по военным объектам в районах Кисва, Джамрая, Джараман, Барзе, по базе 105-й бригады и авиабазе «Думейр» («Дмейр»). В провинции Хомс — военные склады к западу от одноимённого административного центра региона. О жертвах среди военных и мирных жителях по данным на текущий час не сообщается.
Авиабаза «Дмейр» в 35 километрах к северо-востоку от Дамаска заслуживает особого внимания. Отсюда, как уверяли источники сирийских боевиков-исламистов в Думе и их внешние покровители, 7 апреля «химической атаке» подвергся пригород к востоку от Дамаска. Вертолётами ВВС Сирии в тот день якобы было распылено некое хлорсодержащее вещество и даже, уверяли некоторые «очевидцы», рассеян нервно-паралитический газ зарин. О готовящейся в Думе и окружающем город районе Восточная Гута, который совсем недавно перешёл под полный контроль правительственных войск, спланированной провокации Минобороны РФ предупреждал заранее. В течение последовавшей за этой инсценировкой недели российские военные провели на самом деле большую работу, не в пример «титаническому труду» их американских коллег. Результат оказался налицо, и он очевиден на примере отражения атаки на фактическую «цель номер один» (авиабаза «Дмейр») для тройки США — Британия — Франция. Впрочем, не только на этот объект ВС Сирии.
Сирийские ПВО успешно перехватили 71 крылатую ракету из 103, выпущенных американо-британо-французской группировкой, 14 апреля сообщил на брифинге в Минобороны начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской.
По данным российской стороны, всего были применены 103 крылатые ракеты, в том числе морского базирования «Томагавк», а также управляемые авиабомбы GBU-38 с американских самолётов В-1 В. Многоцелевые истребители ВВС США F-15, F-16 применили ракеты «воздух-земля». Британскими самолётами «Торнадо» выпущено восемь ракет Scalp EG. Сирийскими средствами ПВО, основу которых составляют комплексы советского производства, успешно отражены удары авиационных и морских средств поражения, сообщил Рудской, отметив отсутствие на текущий час данных о жертвах среди мирного населения и военнослужащих сирийской армии.
В российском Генштабе эти результаты, точнее отсутствие результатов у вышеуказанной «тройки», расценивают как успех — все крылатые ракеты были сбиты сирийскими комплексами ПВО С-125, С-200, «Бук», «Квадрат» и «Оса». «Это свидетельствует о высокой эффективности находящегося у Сирии вооружения и отличной выучке сирийских военнослужащих, подготовленных нашими специалистами, — сказал генерал. — За последние полтора года Россия полностью восстановила систему ПВО Сирии и продолжает её совершенствовать. Хотел бы заметить, что несколько лет назад, учитывая настоятельную просьбу некоторых наших западных партнёров, мы отказались от поставок в Сирию зенитно-ракетных систем С-300. С учетом произошедшего считаем возможным вернуться к рассмотрению этого вопроса — и не только в отношении Сирии, но и других государств».
Из зафиксированного сирийской ПВО при решающей поддержке России результата и «антирезультата» США, Британии и Франции можно сделать множество выводов, и все они будут не в пользу «тройки». Сконцентрированная в акватории Красного и Средиземного морей, в прилегающих к ней районах ударная группировка, конечно, проигрывает в мощи тем силам, которые 11 апреля вышли из американской базы «Норфолк» и сейчас направляются в Персидский залив и Восточное Средиземноморье. Но до подхода основных сил стало очевидно, что прошедший с прошлогодних апрельских ударов ВМС США по сирийской базе «Шайрат» (провинция Хомс) период российские и сирийские военные использовали с максимальной отдачей. Дорогостоящие, современные и «умные» крылатые ракеты американского производства, которые, напомним, на днях Трамп презентовал с большим воодушевлением и в предостережение не столько Сирии, сколько России, были зачастую со стопроцентным результатом перехвачены далеко не самыми «умными» и уж точно не самыми дорогостоящими системами ПВО советского производства и российской модернизации.
Итак, вновь цифры. В зону действия российских ПВО в Сирии крылатые ракеты не входили, подчеркнул сегодня Рудской. Однако российскими системами ПВО на базах «Хмеймим» и «Тартус» своевременно выявлялись и контролировались все пуски ракет как морских, так и воздушных носителей США и Великобритании (анонсированное «тройкой» участие французской авиации не зафиксировано). Задействовались самолёты ВВС США В-1B, F-15, F-16, а также самолеты ВВС Великобритании «Торнадо» над акваторией Средиземного моря, корабли американских ВМС «Лабун» и «Монтерей» из акватории Красного моря. Стратегические бомбардировщики В-1 В заходили на объекты ударов над сирийской территорией в районе Эт-Танф (юго-восток сирийской провинции Хомс).
Целями удара были, в том числе, и авиационные базы сирийских ВВС. По аэродрому «Двали» в ударе участвовало 4 ракеты — все сбиты. По аэродрому «Дмейр» — 12 ракет, все сбиты. По аэродрому «Блэи» — 18 ракет, все сбиты. По аэродрому «Шайрат» — 12 ракет, все сбиты. Из 9 ракет, запущенных по неиспользуемому аэродрому «Меззе», 5 сбито. Из 16 ракет по аэродрому «Хомс» уничтожено 13.
Только при ударах по объектам в районе населённых пунктов Барзе и Джараман организаторам «актов возмездия» удалось достичь некоторого успеха. Из 30 ракет, которые были выпущены по целям в данных районах, сбито лишь 7. «Эти объекты, якобы имевшие отношение к так называемой «военной химической программе» Дамаска, частично разрушены. При этом они давно не используются, людей и оборудования на них не было», пояснили в Минобороны.
«В настоящий момент обстановка в Дамаске и других населённых пунктах Сирии нами оценивается как спокойная», — заключил Сергей Рудской.
На том и мы пока оставим нашего читателя наедине с его размышлениями. В Дамаске всё спокойно — это на сегодня лучшее доказательство совместного российско-сирийского успеха. Атака отражена, но нет гарантий, что за ней не последует новая, более мощная. Поэтому останавливаться на достигнутом не приходится, работа над усовершенствованием «замка» в сирийском небе требуется каждодневная.