Власти Грузии должны признать ответственность за этнические чистки против осетин, возместить ущерб, нанесенный Южной Осетии и только после этого вести разговоры об экономических отношениях с Цхинвалом, заявил министр экономики Республики Геннадий Кокоев, комментируя последние инициативы официального Тбилиси, получившие название «Шаг к лучшему будущему».
«Грузия должна признать государственную независимость РЮО, признать факт этнических чисток на территории Грузии в отношении осетинского населения, покаяться в совершенных чудовищных преступлениях против человечности, и потом уже вести равноправные, взаимовыгодные переговоры об экономических взаимоотношениях», - подчеркнул Геннадий Кокоев.
Доказательством этнических чисток против осетин, по словам министра, могут служить беспристрастные цифры.
«В период проведения последней переписи в истории Советского Союза в 1989 году осетин на территории Грузии было 164 тысяч человек, - уточнил он. - Во время переписи 2001 года численность осетинского населения снизилась уже до 38 тысяч человек. А по данным переписи населения, проведенной в Грузии в 2014 году, после прихода к власти Бидзины Иванишвили, этнических осетин на территории Грузии осталось 14 тысяч. Из них осетинский язык признают родным для себя только 6 тысяч».
Кокоев убежден, что эти цифры свидетельствуют об этнических чистках и фактически о полном уничтожении осетинского элемента на территории Грузии.
«Разговаривать о каких-то приграничных бизнес-взаимоотношениях после всего этого может только человек явно некомпетентный», - подчеркнул министр.
По словам Кокоева, между Грузией и Южной Осетией пролегла кровь невинно убиенных осетин, включая зарытых заживо жертв Ередской трагедии, женщин и детей, расстрелянных на Зарской дороге, а также без вести пропавших, поэтому говорить о дружбе и братстве между грузинским и осетинскими народами не приходится.
Кроме того, как отметил глава минэкономразвития Республики, Грузия должна в полной мере возместить материальный и экономический ущерб, нанесенный Южной Осетии в ходе трех военных компаний.
Он подчеркнул, что агрессия и блокада со стороны Грузии повлекла за собой колоссальный урон экономике и народному хозяйству Южной Осетии.
Кокоев напомнил, что сразу ввода миротворческих сил и прекращения боевых действий в 1992 году была создана Смешанная контрольная комиссия по урегулированию грузино-осетинского конфликта, в состав которой вошли представители Северной и Южной Осетии, Российской Федерации и Грузии.
«В рамках этой комиссии была создана подкомиссия по оценке экономического ущерба, - уточнил министр. - В ее работе принимали участие представители Российской Федерации, Северной и Южной Осетии, грузинская сторона от участия в этой подкомиссии оказалась».
По словам Кокоева, подкомиссия, приступив к работе, подсчитала ущерб, причиненный Южной Осетии грузинской агрессией, который был определён в 34 миллиарда рублей в ценах 1984 года.
Он пояснил, что в 1984 году производилась последняя переоценка в советский период строительных нормативов и правил, расценок за определенные виды работ, которые были определены как в строительстве, так в сфере ЖКХ. Поэтому они послужили отправной точкой при расчете стоимости нанесенного ущерба.
«Если еще учитывать полную экономическую, энергетическую, транспортную блокаду, организованную Грузией Южной Осетии, то становится понятным, что сумма ущерба впоследствии лишь только возрастала», - добавил Кокоев.
Министр экономики Республики также обратил внимание на необходимость точной оценки ущерба, причиненного Южной Осетии в 2008 году.
«Была правда попытка оценки ущерба от боевых действий августа 2008 года специально созданной межведомственной комиссией. Масштабы ущерба были определены в размере одного миллиарда долларов. Но официально это нигде не было утверждено», - уточнил Кокоев.
Глава экономического ведомства Южной Осетии считает, что любые разговоры о приграничном сотрудничестве, «о каких–то привилегиях осетинам, благах цивилизации для осетинского населения, связанного с безвизовым пересечением границ с Евросоюзом не стоят ровным счетом ничего».
Как подчеркнул Кокоев, Квирикашвили и другие политические деятели Грузии, отлично понимают, что за громкими инициативами никаких действий не последует.
«Если они сами в это верят, то они политически наивные простачки, что вряд ли, либо нынешние грузинские власти преследуют определенные, заранее просчитанные антиосетинские и антироссийские цели, что тоже не является чем-то новым в их действиях», - заключил министр.