Федор Тедеев. Несломленная воля

чт, 10/05/2018 - 18:41
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

8 августа 1942 года немецкий военный трибунал вынес обвинительный приговор в отношении 12 членов подразделения германской армии «Бергман», состоявшего из советских военнопленных. Обвинительное заключение гласило: «Виновные в военном предательстве, организации заговора, имевшего целью ослабление германской армии и намеревавшиеся поднять мятеж, приговариваются к непригодности к военной службе и смерти». Все обвиняемые были казнены, им отрубили головы согласно правилам смертной казни, принятым в Третьем рейхе. Среди казненных был и уроженец Южной Осетии Федор (Филуш) Бибоевич Тедеев.
Старшина Ф.Тедеев родился в 1917 году в селении Корсеу Дзауского района. В 1937 году во время призыва в Красную Армию был направлен на учебу в военное училище в г.Львов. Участвовал в советско-финской войне. После окончания финской кампании вернулся в Южную Осетию, где работал на должности военного комиссара Дзауского района. В первые месяцы войны, несмотря на имеющуюся бронь, отправился на фронт. В конце 1941 года попал в плен.
В годы Великой Отечественной войны ввиду различных причин миллионы бойцов и командиров Красной Армии были захвачены немецкими войсками в плен. В большинстве своем это молодая и наиболее трудоспособная часть населения в возрасте от 20 до 40 лет. Судьба многих только начинающих сознательную жизнь оказалась беспримерно жестокой. В немецком плену им была уготовлена мучительная смерть от голода, холода и болезней.
Немецкое командование имело большие планы по использованию советских военнопленных в процессе боевых операций. Было создано несколько подразделений, некоторые из них организовывались по этническому составу. Так, из числа уроженцев Грузии и Северного Кавказа был создан специальный батальон «Бергман» («Горец»).

Это было военное подразделение германского абвера – армейской разведки, укомплектованное добровольцами из числа советских военнопленных. Впрочем, понятие «доброволец» в данном случае, конечно же, условное. Многие, предвидя свою неминуемую гибель при любых раскладах, соглашались на подобное сомнительное участие в подобных воинских частях в основном для возможного нанесения противнику еще большего урона, «работая» своим агентом. В те годы патриотизм и понятие «отдать жизнь за Родину» были отнюдь не такими абстрактными понятиями как порой в день сегодняшний. Хотя и откровенных перебежчиков тоже хватало.
Что касается непосредственно формирования подразделения «Бергман», то оно проходило в ноябре 1941 – марте 1942 года в местечке Нойхаммер. Первоначально общая численность достигала 1200 человек, в том числе 900 кавказцев и 300 немцев. Помимо добровольцев, отобранных в лагерях военнопленных, в батальон было включено около 130 грузин-эмигрантов, составлявших специальное подразделение абвера «Тамара II».

Воинское подразделение формировалось из числа советских военнопленных, содержавшихся в многочисленных концентрационных лагерях. Формально набор был добровольным, одни поступали на службу к немцам по идейным соображениям, другие от отчаяния и желания выжить, третьи в надежде позже, при возможности, перейти к своим, либо постараться нанести еще больший урон Германии уже изнутри. Поэтому не случайно, что в батальоне «Бергман» уже в первые месяцы организовалась подпольная группа, которая поставила перед собой целью в полном составе перевести подразделение через линию фронта на советскую территорию. Основное ядро подпольщиков состояло из 12 человек, среди них и двое осетин: Федор Тедеев из Южной Осетии и Александр Чочишвили (Чочиев) из Хашурского района Грузинской ССР. При этом действовать надо было осторожно, дабы предатели Родины, осознанно перешедшие на службу вермахту, заранее не разузнали о планах подпольщиков.
О действиях подпольщиков сегодня известно благодаря работе в военных архивах группы историков, которые результаты своих исследований изложили в документальной повести «Секретное дело абвера».
Федор Тедеев в подпольной группе отвечал за то, что сегодня бы назвали «силовые действия». Именно ему, как наиболее отчаянному члену группы, поручали контроль за дисциплиной внутри организации. Он же в случае необходимости разбирался с провокаторами и бойцами батальона, которые с излишним рвением выполняли приказы немецких офицеров. Федор кроме личной храбрости обладал и незаурядным мужским обаянием, поэтому ему поручалось также налаживать контакты с женщинами-немками из гражданского персонала центра, где готовилось подразделение «Бергман». Благодаря этим связям группа имела возможность узнавать информацию о намерениях немецких офицеров батальона, которые были постоянными посетителями армейского кафе-кантины, где работал преимущественно женский персонал.
В течение полугода шел отбор добровольцев и велась их боевая подготовка. Переброска на фронт планировалась на август 1942 года. Подпольная группа намеревалась сразу же по прибытии на передовую ликвидировать немецких офицеров, которые командовали подразделением, и с оружием перейти через линию фронта. Но, к сожалению, в результате все же случившегося предательства подпольщики были раскрыты и после пыток казнены.
Об активном и организованном сопротивлении советских военнопленных можно говорить, начиная с 1943 года. В первые годы после нападения на СССР сопротивление в лагерях было практически невозможно из-за голода, который там царил, катастрофических условий и болезней. Зимой 1941-1942 годов пленные бойцы Красной Армии умирали в лагерях десятками тысяч. Их положение несколько улучшилось только к 1943 году, когда советских военнопленных стали использовать как дешевую рабочую силу. Кроме того, разгром немцев под Сталинградом зимой 1942-1943 годов вселил надежду и укрепил дух военнопленных. Но в 1942 году подпольщики из числа советских военнопленных, набранных в состав батальона «Бергман», были первыми, кто смог в тылу врага организовать действенную подпольную группу. И в их числе наш земляк Федор (Филуш) Тедеев.

Р. Кулумбегов, газета «Республика»

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest