Богослов: выход из духовного вакуума возможен только каноническим путем

ср, 23/05/2018 - 20:20
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Известный белорусский богослов, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии Слесарев Александр Валерьевич в своем интервью рассказал о происхождении старостильного раскола, а также о нюансах ситуации, сложившейся вокруг Аланской епархии.

- Расскажите пожалуйста о том, что такое греческий старостильный раскол вообще, когда и почему он возник?

- Возникновение старостильного раскола связано с негативной реакцией определенной части православного духовенства и верующего народа на реформирование системы церковного времяисчисления. На протяжении многих столетий православные использовали юлианский календарь, введенный в гражданское употребление еще в I веке до нашей эры римским императором Юлием Цезарем. Важнейшим преимуществом солнечного юлианского календаря является возможность его гармоничного сочетания с лунным календарем. Последнее обстоятельство очень важно, поскольку от него зависит возможность цикличного функционирования православной пасхалии. Однако имеет юлианский календарь и очевидные недостатки. В частности, по причине наличия расчетной погрешности каждые 128 лет происходит отставание церковного календаря от реального астрономического времени на одни сутки. К настоящему времени такое отставание составляет 13 дней, а в 2100 году оно достигнет 14 дней. На практике это проявляется в том, что празднование Рождества Христова, установленное Церковью на 25 декабря, совершается 7 января, а через 82 года будет совершаться 8 января. В начале ХХ века многие поместные православные церкви поставили вопрос о целесообразности дальнейшего смещения важнейших христианских праздников в сторону лета и провели календарную реформу.
Решение о начале календарных преобразований принял Всеправославный конгресс, проходивший в 1923 г. в Константинополе. К сожалению, не все Православные церкви тогда смогли принять участие в константинопольском форуме, что лишило его определения всеправославного характера. Согласившись с необходимостью проведения реформы церковного времяисчисления, участники конгресса рекомендовали к употреблению так называемый новоюлианский календарь. Фактически совпадая с употребляющимся в гражданской жизни григорианским календарем, новоюлианский календарь обладает большей астрономической точностью.
Введение новоюлианского календаря началось в 1924 году, когда на него перешли Константинопольская, Кипрская, Элладская и Румынская православные церкви. Впоследствии употребление нового стиля было санкционировано и в других Церквях. Последней из них стала Болгарская православная церковь, отошедшая от использования юлианского календаря в 1968 году.
Реформирование церковного времяисчисления практически повсеместно вызывало протесты со стороны наиболее консервативной части духовенства и верующего народа. Постепенно протесты переросли в отделение последователей старого календарного стиля от перешедших на новый стиль Церквей. Таким образом возник старостильный раскол, развитию которого во многом способствовала неподготовленность реформы, проводившейся без достаточной разъяснительной работы. Нередко противники календарной реформы усматривали в ней начало всеобщего отступления от истин православной веры и даже воспринимали ее как видимый знак приближения эпохи антихриста, предшествующей концу света. Конечно же, вряд ли можно согласиться со столь пессимистичным взглядом на проблему. Ведь календарь является техническим средством исчисления времени, а истина православной веры основывается на евангельском учении Христа Спасителя.

- Что из себя представляет старостильный раскол в настоящее время как церковное, социальное и, наверное, уже политическое явление?

- За девять десятилетий своего существования старостильный раскол приобрел значительное число последователей и разрушил церковное единство большинства поместных церквей. Причем, раскольнические структуры появились в пределах Православных церквей не только перешедших на новый стиль, но и сохраняющих юлианский календарь. В частности, раскольнические митрополии, епархии, приходы и монастыри имеются на канонических территориях Константинопольской, Александрийской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Албанской и Чехо-Словацкой Церквей. Связано это с тем, что многие старостильники считают лишенными Божественной благодати не только принявших новоюлианский календарь, но и всех, находящихся в общении с ними. Именно поэтому сохраняющая старый стиль Русская православная церковь воспринимается ими не менее негативно, нежели новостильные Константинопольская, Румынская или Болгарская Церкви. Таким образом, для последователей староалендарного раскола характерно чувство собственного избранничества, влекущее их к противопоставлению себя всему православному миру. В сочетании с апокалиптическими идеями, о которых говорилось выше, означенные тенденции чреваты сектантским изоляционизмом старостильников.
Говоря о социальном и политическом измерениях старостильного раскола, можно отметить, что мировоззренческие особенности старостильников могут использоваться в целях политического манипулирования. В частности, присущие старостильнической идеологии самозамкнутость и антагонизм по отношению ко всему христианскому миру уже использовались для формирования определенной модели политического поведения. Примером тому могут служить события, происходившие в Грузинской православной церкви в 1997 году. Широкое распространение книги клириков Болгарской Старостильной православной церкви архимандритов Серафима (Алексиева) и Сергия (Язаджиева) «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом» первоначально привело к широкому распространению антиэкуменических идей. Иными словами, был сформирован резко негативный взгляд на вопрос межхристианского диалога. Затем, спекулируя на настроениях верующей части населения, представители политической оппозиции спровоцировали широкие общественные выступления против Грузинской православной церкви. В ходе развития протестных выступлений происходил вооруженный захват церковных зданий, а затем и блокирование Грузинской патриархии. Разрастание народных волнений могло повлечь за собой вполне очевидные политические последствия. Однако экстренный выход Грузинской церкви из экуменических организаций и другие действия позволили снизить градус накала общественного напряжения.
Таким образом, не только возникновение старостильного раскола, но и распространение старостильнической идеологии способны повлечь за собой серьезные потрясения. Всякая утрата конфессионального равновесия опасна негативными последствиями для государственной, политической, общественной и даже экономической стабильности.

- В настоящее время на территории Южной Осетии действует Аланская епархия Церкви истинно-православных христиан Греции - Синода Хризостома (ЦИПХГ-СХ). Скажите, чем ЦИПХГ-СХ как церковная структура отличается от других греческих старостильных образований, каковы ее главные отличительные в т.ч. и эклезиологические моменты, какую политику проводит ЦИПХГ-СХ по отношению к РПЦ МП и другим поместным церквям Вселенского православия, каковы цели и задачи этой политики?

- Возникновение церковных структур одной из ветвей греческого старостильного раскола на территории Южной Осетия относится к 2003 году. К этому времени в республике уже сформировалась сеть православных приходов во главе с игуменом Георгием (Пухатэ), пребывавших в юрисдикции Русской православной церкви заграницей. Развитие диалога между РПЦЗ и Московским патриархатом по вопросу восстановления канонического общения повлекло за собой выход аланских православных из юрисдикции Русской зарубежной церкви. Через два года после объединения с греками-старостильниками на территории Южной Осетии была учреждена Аланская епархия так называемого «Синода Противостоящих» Церкви истинных православных христиан Греции. Ее возглавил Георгий (Пухатэ), рукоположенный в епископа Аланского. Возникновение неканоничной структуры на территории Южной Осетии характеризовалось как восстановление исторической зависимости осетинского народа от Византийской церкви. Естественно, единственными законными преемниками Византийской церкви объявляли себя пребывавшие в изоляции от всего православного мира иерархи «Синода Противостоящих». Формулирование данной концепции не только позволяло грекам-старостильникам обосновывать собственные действия в Южной Осетии, но и влекло за собой искусственное формирование нового центра религиозного и политического притяжения для осетинского народа.
Характерной мировоззренческой чертой «Синода Противостоящих» являлась его достаточно мягкая экклезиологическая позиция по отношению к новостильным церквям. В отличие от большинства других старостильных церквей, каковых за всю историю раскола возникало более двадцати, «Синод Противостоящих» воспринимал принявших новый календарь православных христиан как согрешающих, но не отторгнутых от Православной церкви. Вполне очевидно, что последователи названной старостильнической юрисдикции менее других были склонны к маргинализации. Однако в 2014 году «Синод Противостоящих» объединился с наиболее многочисленной греческой старостильной группой, именуемой «флоринитским» («хризостомовским») Синодом Церкви истинных православных христиан Греции. История «хризостомовского» Синода знает периоды, когда все таинства новостильных православных церквей, в том числе и крещения, объявлялись безблагодатными и недействительными. Данное обстоятельство позволяет предположить наличие теоретической возможности возвращения «хризостомовцев» к более радикальной экклезиологии. Развитие подобного сценария может иметь самые прямые последствия для религиозной ситуации в Республике Южная Осетия. Ведь экклезиологические взгляды не только формируют религиозное мировоззрение, но и самым непосредственным образом влияют на социальную ориентацию и политическое поведение населения.

- Как Вы знаете, за всю историю своего существования осетины-аланы активно взаимодействовали с разными церковными деноминациями. С Х по XVI века это был Константинополь, в XVII-XVIII веке Грузинская церковь, с конца XVIII по настоящее время РПЦ.
Сегодня южная часть Осетии существует в виде признанного Россией государства. При этом ГПЦ считает ее своей канонической территорией, и остальные поместные церкви это признают. Однако реалии таковы, что ни один осетин не пойдет в Грузинскую церковь молиться, а тем более исповедоваться и причащаться - слишком глубоки раны, оставленные войной. Народ оказывается в духовном вакууме. Скажите, вот в этой непростой ситуации, теоретически, какие механизмы может предложить каноническое право, да и весь многовековой опыт православной церкви для того чтобы удержать часть православного народа от ухода в раскол, для сохранения его в лоне Вселенского православия?

- Мне сложно предлагать какие-либо рекомендации в данном вопросе. Разрешение подобных ситуаций лежит в сфере компетенции церковных соборов и высшей церковной иерархии. Вместе с тем, считаю необходимым подчеркнуть, что выход из духовного вакуума возможен только каноническим путем. Вхождение в юрисдикцию неканонических религиозных сообществ не разрешает проблему, а лишь только усугубляет ее. Ведь с точки зрения православного канонического права и святоотеческого учения уклонение в раскол влечет за собой катастрофические последствия для духовной жизни человека.
В жизни христианских народов неоднократно возникали крайне противоречивые ситуации, разрешение которых происходило благодаря принятию компромиссных решений, выработанных посредством соборного обсуждения. Искренне желаю осетинскому народу обрести долгожданное церковное единство в лоне канонической церкви и преодолеть все земные противоречия, накладывающие негативный отпечаток на развитие религиозной жизни!

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest