В ходе прошедшего 23-25 июля официального визита президента Южной Осетии Анатолия Бибилова в Сирию были достигнуты договоренности, открывающие перспективы экономического сотрудничества между двумя государствами. Подписанное сторонами торгово-экономическое соглашение предусматривает снижение на 75% пошлин на товары при взаимной торговле. В стадии проработки находится соглашение между торгово-промышленными палатами Южной Осетии и Сирии, в ходе визита президентом была проведена встреча и с представителями бизнес-сообщества Сирии, которые выразили заинтересованность в развитии контактов с Южной Осетией. Отдельно следует отметить заявление премьер-министра Сирии Имада Хамиса о том, что южноосетинские компании могли бы принять участие в восстановлении Сирии.
Война в Сирии постепенно подходит к концу даже по оценкам недружественных Дамаску стран. Башар Асад при помощи своих союзников восстановил контроль над большей частью территории страны. В частности, министр обороны Израиля Авигдор Либерман отметил, что Сирия возвращается к своему предвоенному состоянию, что означает наличие в стране эффективного централизованного управления и ответственной стороны для переговоров в лице Башара Асада и его правительства. Британская газета «The Guardian» также отмечает, что чаша весов в сирийском конфликте склонилась в сторону правительственных сил, и война «практически завершена», но обошлась она народу Сирии очень дорого. Всемирный банк в 2017 году оценил ущерб, нанесенный стране продолжающимся семь лет военным конфликтом, в 226 млрд. долларов, сам Башар Асад озвучивал во время встречи с российскими парламентариями цифру в 400 млрд. долларов. Так или иначе, Сирии предстоит длительный процесс восстановления, и Южная Осетия имеет возможность принять в нем участие в различных форматах. Более того, именно сотрудничество с Сирией может стать первым для Южной Осетии примером реализации экономического потенциала суверенитета республики и способствовать реальному развитию осетинской государственности.
На сегодняшний день в Южной Осетии работают десятки строительных компаний, но нет строительного кластера, способного эффективно работать на внешних рынках, тем более процессы восстановления разрушенных в ходе грузинских агрессий инфраструктуры и жилья не завершены в самой республике. Однако открывшаяся возможность работать в Сирии может стимулировать появление в Южной Осетии компаний с опытом работы в других странах, но не имеющих нужной для захода в Сирию южноосетинской «прописки».
В ходе встреч президента Анатолия Бибилова с высшими руководителями Сирии было отмечено, что Южная Осетия и Сирия могут быть полезны друг другу для налаживания отношений с иными дружественными странами. Формат экономического взаимодействия, таким образом, может быть существенно расширен: для бизнес-сообществ стран, признавших независимость Южной Осетии и обладающих необходимыми ресурсами для работы на внешних рынках, южноосетинское налоговое резидентство становится существенным конкурентным преимуществом для выхода на рынок Сирии или участия в процессе восстановления в стране.
Формат такого взаимодействия может быть разным: от совместных предприятий, отнесенных к налоговой юрисдикции Южной Осетии, до создания единого южноосетинского центра по экономическому взаимодействию с Сирией, который может участвовать в капиталах южноосетинских компаний, намеревающихся работать в Сирии.
Перспективы такой работы не ограничиваются только взаимодействием с Дамаском. Несмотря на семь лет войны и заметно усложнившиеся политические отношения с рядом соседних стран, Сирия по-прежнему располагает системой серьезных экономических связей на всем Ближнем Востоке, потенциал которой Южная Осетия, дружественные ей страны и осетинские бизнесмены из разных стран мира также могли бы использовать. Государственный суверенитет Южной Осетии и процесс его признания другими государствами в таком контексте становятся «точкой сборки» для формирования полноценного осетинского бизнес-сообщества, непосредственно связанного с Южной Осетией и заинтересованного во всестороннем укреплении ее государственности.
В ходе дальнейшего развития отношений с Сирией (в частности, республику могут посетить сирийские бизнесмены), безусловно, будут рассматриваться и иные варианты взаимовыгодного сотрудничества. На сегодняшний день можно определенно сказать, что в ходе состоявшегося визита президента была заложена нормативно-правовая база и обеспечены системные условия для развития торгово-экономических отношений Южной Осетии с Сирией и всем регионом Ближнего Востока. Реализация возникающих в результате визита возможностей потребует очень серьезных усилий и эффективности от политических и экономических институтов Южной Осетии.
Сослан Джуссоев