Нефтеперерабатывающий завод в Южной Осетии?

пн, 24/09/2018 - 09:50
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Важное значение для развития экономики имеют инвестиции. Внебюджетные вливания во многом являются ее двигателем, позволяя развивать без нагрузки на основной бюджет отдельные сегменты экономической сферы. К сожалению, пока инвестиционный проект не так объемен, как бы хотелось, поэтому любая инициатива в этой части вызывает интерес.

На днях в соцсети Фейсбук была размещена интересная информация на странице Алана Татарова. Сам автор известен в Осетии как человек с активной жизненной позицией, да и профессия у него достойная – мастер художественной ковки. Однако в это раз А.Татаров сообщил о проекте, который никак не связан с художественным промыслом или общественной деятельностью. Впрочем, дадим слово ему самому:

«Итак, господа, пришло время дел! В течение следующего года, в Республике Южная Осетия будут реализованы два крупных по масштабам инвестиционных проекта.

1. Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) мощностью переработки 3 000 кубов, с возможностью увеличивать производство, производящий 1 000 кубов бензина АИ-93 и дизельного топлива – 1 000 кубов. И попутно производство керосина.Завод не будет потреблять из газовых и электрических сетей ни одного вольта и ни одного кубометра газа. Полностью автономное производство, соответствует всем экологическим стандартам, в том числе, Европейского Союза. Стоимость ГСМ в РЮО при этом снизится на 25-30% относительно существующей цены.

2. Так же будет поставлена ТЭЦ, которая будет работать на мазуте нефтеперерабатывающего завода. ТЭЦ будет выдавать электроэнергию, и тепло.

И теперь главное! Южная Осетия не заплатит за реализацию этих объектов ни рубля. Это будут чистые инвестиции без участия бюджета. Для реализации проекта нам нужно было два гектара площади земли, нам их гарантировали. Будет создано от 50 до 100 рабочих мест. Снизится стоимость ГСМ, Республика получит свою автономную электроэнергию так же по низкой стоимости».

…Эта информация удивила не только нас, но и многих пользователей того же Фейсбука. Впрочем, большинство людей эти аргументы не убедили, были высказаны разные точки зрения. И большинство из них отнюдь не в пользу намерения устроить в Южной Осетии опасное, с точки зрения экологии, производство.

Было озвучено и сомнение в том, что из 3000 кубов нефти можно будет «выгнать» 1000 кубов бензина. Самое большее – 450 кубометров при прямогонной технологии и при идеальном качестве исходного сырья.

Кроме того, людей интересовала и логистика самого производства, ведь нефть необходимо будет доставлять из-за пределов Южной Осетии. Ближайший источник в Чеченской Республике. Указывалось, что для работы завода необходимо перевозить нефть в объеме 150 автоцистерн ежедневно. Ну и так далее…

Но больше всего пользователей Фейсбук волновал вопрос экологии. «В свое время народные волнения вынудили прекратить строительство нефтеперерабатывающего завода между Ардоном и Дигорой. Из-за опасений экологической безопасности. А на Юге все эти опасения не имеют никакой почвы?», – спрашивал участник дискуссии из Северной Осетии. «Экология важный вопрос – при нынешнем хищническом пользовании нашими природными ресурсами – тем же лесом и инертными материалами, добываемыми в пойме реки Лиахва, перспектива развития нефтеперерабатывающей отрасли вселяет серьезную тревогу», – выражал обоснованные опасения другой пользователь Фейсбук. Были и более категоричные высказывания, вплоть до того, что был поставлен знак равенства между «Электроцинком» во Владикавказе и НПЗ в Южной Осетии.

Опасения имеют место быть. Даже если нас будут уверять, что это безвредное производство. Представить, что над нефтеперерабатывающим заводом не будет дымного облака, а на его территории – луж с разлитой нефтью, достаточно сложно. В свое время нас уверяли, что асфальтный завод, размещенный в сердце экологического рая – Дзауском ущелье – не будет вредить природе. А сегодня, во время варки асфальта, ущелье заволакивает дымом и запахом гари.

В озвученном проекте есть еще одно слабое звено – это исходное сырье. Помимо источника нефти в Чечне, нефть есть в Баку, откуда ее можно было бы завозить в случае открытия транзита. Можно, конечно, забирать ее «пиратским» способом из нефтепровода «Баку-Супса», отрезок которого проходит по территории Ленингорского района, но зачем уподобляться. Ну или добывать на месте, ведь запасы этого сырья в Южной Осетии действительно имеются.

Еще в 1929 году власти Юго-Осетинской Автономной области (ЮОАО) обратились с просьбой в «Гортоп СССР» произвести на территории Южной Осетии нефтеразведку на имеющихся выходах нефти. Таковых источников было известно восемнадцать. 8 июля этого же года в Южную Осетию прибывает большая научная экспедиция в составе 24 человек. В их задачу входило исследование природных ресурсов края. Позже разведка недр стала носить систематический характер. Но до нахождения существенных залежей углеводородов было еще далеко. Лишь в ноябре 1946 года из первой разведочной скважины, установленной геологоразведчиками у селения Гром Цхинвальского района, пошел фонтан нефти. Еще одно нефтяное поле позже было обнаружено у селения Ерцо Дзауского района. Однако, вскоре власти Тбилиси свернули все работы по разведке нефти на территории Южной Осетии, а данные заархивировали. В первые годы независимости о разработке нефтеносных районов не могло быть и речи, средств едва хватало на текущие нужды государства. А инвесторы в регион, где перманентно шли боевые действия, прийти не могли. Лишь в 2007 году данная тема неожиданно актуализировалась. В марте этого года в Республику прибыли представители южнокорейской нефтедобывающей компании «Донгхе Танхвасусо». Вот, что писали СМИ по поводу того визита: «Делегация из Южной Кореи уже посетила районы Республики, где предполагается проводить разведочные работы. На встрече с руководством страны обсуждались детали и механизмы проведения разведочных работ. Сейсмические работы, то есть работы по выявлению в недрах земли нефтяных залежей, начнутся уже в мае этого года. В случае, если нефть будет найдена, право на ее добычу (с соблюдением интересов РЮО) получает южнокорейская компания. Руководитель делегации Квон Кван Чин заверил, что для разведочных работ будут использоваться современные технологии. В случае нахождения нефти, бурение будет проводиться только через два года и будет проведена экологическая экспертиза».

Тема добычи нефти в РЮО снова была озвучена в 2012 году. Тогда посол Венесуэлы в РФ и РЮО (по совместительству) Уго Хосе Гарсия Эрнандес, говоря о межгосударственных соглашениях, заявил: «У нас есть перспективы для развития всех сфер, покоторым мы подписали с Южной Осетией соглашения: в области энергетики, образования, культуры и в других областях».

И хотя до сегодняшнего дня нет точной информации о запасах нефтяного сырья в РЮО, не раз озвучивалась информация, что «запасы, может не столь велики, но отличаются высоким качеством». На сегодня, к сожалению, или, к счастью, вопросы добычи нефти и ее переработки остаются на уровне обсуждения. В Южной Осетии в качестве перспективного направления рассматривают, прежде всего, туризм. А как туристическая привлекательность может быть у региона, где нефтяные озера разлиты вокруг скважин, а небо заволакивает дым от труб нефтеперерабатывающих заводов?..

М. Багаев, газета "Республика".

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest