Государственная телерадиокомпания «ИР» подготовила документальный фильм про первого руководителя Республики Южная Осетии Тореза Кулумбегова. Сам фильм назван просто и без претензий – «Торез». Пожалуй, это первый пример того, как юго-осетинские кинодокументалисты попытались рассказать о событиях внутриполитической жизни нашей новейшей истории.
Портрет на фоне
Киноповесть, конечно же, о Торезе Кулумбегове, но не только. Он – центральная фигура повествования, но мы узнаем немало интересного о событиях его периода, причем многое из показанного в фильме предстает для нас в новом свете.
С поста председателя Верховного совета РЮО Т.Кулумбегов уходит в сентябре 1993 года, и, по версии создателей фильма, это был отнюдь не добровольный уход. Хотя формально все выглядело чинно: Торез подал на сессии Парламента в отставку, и она была принята. На самом деле он сделал это по принуждению, под угрозой его жизни и жизни родных.
Торез Кулумбегов в Южной Осетии еще в советский период был известен как человек, выступающий против авторитарного стиля партийного руководства. Его бескомпромиссная борьба с первым секретарем областного комитета компартии Феликсом Санакоевым стоила ему карьеры и личного благополучия. Был период, когда Торезу Георгиевичу пришлось покинуть территорию Юго-Осетинской автономной области из-за гонений и преследования со стороны партийной верхушки. В эти годы его имя становится символом стойкости. Поэтому неудивительно, что с началом перемен в общественной жизни Торез оказывается в самой гуще событий, становится одним из лидеров национального движения.
Одной из знаковых вех в его восхождении на политический Олимп становится 1990 год. Тогда, 20 сентября, состоялась XIV сессия областного Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области. На ней предполагалось рассмотреть два важных документа: «Декларацию о суверенитете» и «Декларацию о геноциде». Инициатором разработки и принятия документов были представители национального движения «Адамон Ныхас». В процессе прений слово взял Т.Кулумбегов, в числе других представителей общественных организаций присутствовавший на сессии. Говоря о возможности принятия «Декларации о суверенитете», он совершенно справедливо заметил, что необходимо четко определить понятие «суверенитет». Автономная область по умолчанию не может быть суверенной, поэтому сначала необходимо преобразовать ее в Республику, пояснил причины своей инициативы Т. Кулумбегов.
Это предложение вызвало определенное замешательство, так как не предполагалось изменение статуса Юго-Осетинской автономной области. К таким резким переменам не были готовы даже представители «Адамон Ныхас», бывшие в то время генератором всех общественных инноваций. Кроме того, вынесению на сессию этого вопроса не предшествовало, как обычно, длительное обсуждение.
После перерыва, во время которого в кулуарах шло интенсивное обсуждение вопроса о повышении статуса Юго-Осетинской автономии, депутаты, взвесив все «за» и «против», проголосовали за предложение Т. Кулумбегова, и Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил Юго-Осетинскую Советскую демократическую Республику (ЮОСДР) в составе СССР. Была принята и Декларация о суверенитете.
В декабре того же года прошли выборы в Верховный совет ЮОСДР, и на первой же сессии избранные депутаты проголосовали за назначение Т.Кулумбегова на должность председателя Верховного совета – главы государства.
В январе 1991 года Т.Кулумбегов был похищен спецслужбами Грузии и осужден на тюремное заключение. В грузинских застенках первый глава нашей страны пробыл до января 1992 года и был освобожден только после свержения режима З. Гамсахурдиа.
После возвращения из заключения Т.Кулумбегов снова в активной политической деятельности. На период его руководства страной приходится знаковый Референдум о независимости и провозглашение самой независимости Республики Южная Осетия. Однако за годы его пребывания в грузинских застенках, во внутриполитической жизни его Республики произошли определенные изменения и в сентябре 1993 года Торез Георгиевич покидает свой пост, а вскоре и саму Южную Осетию, переезжая в Москву... Похоронен первый руководитель независимого государства Республики Южная Осетия в Цхинвале на городском кладбище. Скромную могилу украшает простое надгробие, без пафосных эпитафий.
Уроки киноправды
Долгие годы имя этого человека, первого руководителя Республики, оставалось без должного внимания. Нет, простые люди о нем помнили всегда. Но в высоких кабинетах о нем как-то забыли. То ли специально, то ли непреднамеренно. Возможно, на фоне коррупционных скандалов было некомфортно вспоминать о лидере, который был абсолютным бессребреником.
О Торезе Кулумбегов, действительно, вспоминалось редко. Возможно, лишь наша редакция, с одной стороны в своих публикациях, с другой – готовя дизайн баннеров к очередной праздничной дате, ненавязчиво напоминали о знаковых личностях зарождения нашей государственности в конце прошлого века. Такая добрая «настырность» привела к тому, что фотографии Тореза Кулумбегова стали появляться на городских билбордах. А когда в октябре 2016 года исполнилось десять лет со дня смерти первого руководителя страны, именно наша газета подняла вопрос о необходимости отметить память этого человека. И данный призыв был услышан. В Цхинвале, на стене дома, где когда-то жил глава страны, была установлена мемориальная доска.
Вниманием к памяти Тореза особенно отличаются новые власти. Недавно Парламент страны учредил медаль памяти Т.Кулумбегова. А теперь вот и документальный фильм, который создавался при содействии Президента РЮО А.Бибилова и главы Парламента РЮО П.Гассиева. Идейным вдохновителем ленты же стал директор юго-осетинского телевидения Георгий Келехсаев.
Работ над фильмом продолжалась более семи месяцев, документальная киноповесть получилась не только содержательной, но и непривычно продолжительной – около двух часов экранного времени. Очевидно, создатели фильма посчитали, что рассказ о первом руководителе независимого юго-осетинского государства не должен быть ограничен временными рамками.
В фильме собрано много эксклюзивных видеоматериалов. Например, один из них относится к маю 1992 года, когда в Цхинвал прибывает глава Грузии Э.Шеварднадзе. Вместе с ним Джаба Иоселиани, один из руководителей военной хунты, свергнувшей З.Гамсахурдиа. Видеокамера показывает встречу в расположении вертолетного полка на окраине Цхинвала. Джаба Иоселиани звонит одному из командиров грузинского военного формирования с требованием прекратить обстрел города – ведь предстоят переговоры, а пули, летящие в Цхинвал не лучший фон для разговора. В ответ на призыв Д.Иоселиани в кадре отчетливо слышны новые пулеметные очереди, «сдобренные» выстрелами из артиллерийских орудий. И таких уникальных видеосвидетельств в фильме немало.
В фильме воспоминания о самом Торезе Георгиевиче: это и его соратники, и политики, и члены семьи. Но отдельно хочется сказать о том большом объеме документов, на которых основывались создатели фильма.
«Нам пришлось немало поработать в Центральном государственном архиве РФ, просматривать сотни папок с документацией. Доступ в «святая святых» российского собрания архивных материалов удалось получить благодаря содействию Президента А.Бибилова, посла РЮО в РФ З.Гассиева. Наша съемочная группа побывала и в Москве, где пообщалась с родственниками Тореза Георгиевича, знакомыми, мы провели съемки мест, в которых побывал Кулумбегов», – говорит директор ГТРК «ИР» и один из создателей фильма Г.Келехсаев.
Отметим, что документы, по которым создавалось киноповествование, сами по себе ценны и достойны того, чтобы их издали отдельным сборником.
Коротким абзацем о создателях киноленты. Автор проекта и продюсер Г.Келехсаев, автор сценария и режиссер Т.Дзудцов, редактор Р.Кулумбегов, режиссер монтажа Х.Бекоев, компьютерный дизайн М.Хасиев, О.Репухов. Закадровый текст читает Виталий Бут (хотя возможно фильм будет переозвучен). Съемочный процесс в фильме обеспечивали операторы А. Бетеев, А.Касоев, З.Остаев, А.Харебов. Видеомонтаж: А.Бестаев, И.Тадтаева, И.Хасиева, А.Кокоева. Большое подспорье в создании видеоряда к фильму оказали видеоархивы О. Доева, К.Алборова, И.Дзантиева, А.Тедеевой, И.Таболовой. И, конечно же, документальная часть, собранная помимо Государственного архива России в Партархиве и Госархиве РЮО.
…Закончилась кропотливая работа. Теперь очередь за зрителем. Фильм, конечно же, вызовет неоднозначную реакцию людей, сидящих в кинозале или перед телевизором. Будут положительные отзывы, будут и критики. И хотя хронометраж ленты для подобного рода фильмов непривычно большой (около двух часов) и на одном дыхании из-за обилия богатого архивного материала смотрится с трудом, можно сказать однозначно – документальная лента «Торез» никого не оставит равнодушным. И чтобы переосмыслить увиденное, однозначно потребует пересмотра. А это означает только одно – работа проведена с душой и с благодарностью Торезу Георгиевичу…
С. Остаев, газета «Республика»