В этом году не стало одного необыкновенного человека, чей яркий, полный значительных событий жизненный путь мог бы стать сценарием интереснейшего фильма о благородном, храбром воине.
Анатолий Евстафьевич Абаев - капитан I ранга, гидрограф скончался этим летом на 102 году жизни в Санкт-Петербурге. Горько констатировать, но уход этого легендарного человека остался незамеченным. О нем не писали СМИ, о нем не говорили представители руководства нашей республики, о нем не вспоминали ученые мужи-историки. Не должны так уходить легендарные люди, наши соотечественники, прославляющие свой народ вдали от родины.
Родился Анатолий Абаев в селе Сба Юго-Осетии в 1916 году. Его отец, который участвовал в гражданской войне на стороне Советов, был расстрелян деникинцами в Алагире (Северная Осетия) в 1919 году, а его мать в те же годы с двумя маленькими детьми бежала во Владикавказ от геноцида, устроенного тогда в Южной Осетии грузинскими властями против осетинского народа. В село Сба Абаев так больше никогда и не вернулся.
Когда мальчику исполнилось 10 лет, его отправили в Москву на воспитание в русскую семью. С 1929 года он жил в Ленинграде, где и поступил на рабфак. После окончания Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, в 1940 году был назначен на Черноморский Флот – служил лоцманом в Новороссийске. Немногим позже он служил в составе гидрографического подразделения в звании лейтенанта.
Кровавую Великую Отечественную войну Абаев прошел с первого дня до последнего. Практически ежедневно рискуя жизнью – такова судьба гидрографа в военное время, он успешно выполнял многие важные задачи. В одном из своих интервью ТАСС Анатолий Евстафьевич так вспоминал начало войны.
«22 июня в четвертом часу утра мы проснулись от сообщения по радио: «Главной базе объявлен большой сбор! Не учебный!» Мы мчались со всего города — кто откуда. До здания Управления гидрографии я добежал первым и стал выдавать всем, кто подходил, оружие — наганы. Объявили воздушную тревогу. Зенитки вели заградительный огонь. Было два взрыва: один в бухте около памятника затопленным кораблям, а другой в северной части Севастополя — снаряд угодил в школу-десятилетку. Никто не знал, что делать. Мы вышли на балкон и наблюдали, как прожектора со звукоулавливателями пытаются нашарить бомбардировщики…», - рассказывал он журналистам о событиях, которые, наверное, часто всплывали в памяти героя.
Абаев участвовал во многих серьезных военных операциях на Черном море - Керченско-Феодосийской десантной операции, в обороне и освобождении Севастополя, Новороссийска, Керчи, Одессы, Очакова и др.
Обеспечивал высадку десантов как профессиональный гидрограф, принимал участие в морской разведке, выполнял персональные задания командования и многое другое.
В 1942 году Абаев командовал военным кораблем «Дефлектор». Во время Керченской десантной операции, в результате прямого попадания снаряда, корабль был уничтожен, а Абаев получил тяжелые ранения. Но вскоре он вернулся в строй и вновь был назначен командиром корабля.
Он также участвовал в знаменитом десанте на Малую землю в ходе Новороссийской операции.
«Было ли мне страшно? Нет, во время операции думаешь только о том, чтобы выполнить свою задачу: добежать до точки, установить навигационный знак, зажечь маяк. Больше ничего в мыслях не было», - признавался он.
В 1945 году гидрографическая партия под командованием Абаева обеспечивала безопасность проведения Ялтинской конференции при участии Сталина, Рузвельта, Черчилля и других.
После войны в 1947 году он был переведен на Тихоокеанский флот и назначен командиром отряда гидрографических судов 2-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции. Вплоть до 1954 года в этой должности он возглавлял и руководил самыми сложными походами кораблей экспедиции.
В результате деятельности 2-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции, в которой приняли участие сотни людей, были созданы множество новых морских карт и пособий для плавания.
«Гидрографы этой самой удаленной экспедиции проявили исключительное мужество, умение и изобретательность при изучении Анадырского залива, побережья Камчатки, Командорских островов и побережья Охотского моря. Благодаря усилиям экспедиции, теперь мы имеем впервые за всю историю России хорошие карты на эти весьма важные для мореплавателей районы», - впоследствии скажет руководство Гидрографической службы Военно-морского флота, дав очень высокую оценку проведенной работе.
В ноябре 1952 года Абаев руководил комплексным отрядом, который вышел к Курильским островам для помощи людям, которые пострадали от цунами. Тогда землетрясение вызвало огромную волну, которая почти полностью уничтожила город Северо-Курильск. Были уничтожены и множество посёлков тихоокеанского побережья Камчатки и Курильских островов. Отряд также провел работу по изучению разрушений от сейсмической волны.
В 1957 году Абаев после окончания Военно-морской Академии им. А. Н. Крылова в Ленинграде два года служил на Дальнем Востоке в должности командира гидрографического отряда 2-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции.
В 1959 году Александр Евстафьевич был переведен в центральное картпроизводство Военно-Морского Флота в Ленинград. В 60-е годы течение трех лет по долгу службы находился в командировке на Кубе в качестве специалиста – девиатора. Он обслуживал 36 советских рыболовных судов из Калининграда. Примерно в это же время участвовал в экспедициях на разных судах. На судне «Академик Вернадский» совершил кругосветное путешествие.
За заслуги перед Родиной Анатолий Абаев награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги и многими боевыми медалями. Был представлен к звезде Героя Советского Союза, но по некоторым причинам заслуженная награда не нашла героя.