Хроника событий современной истории Южной Осетии изобилует множеством документальных свидетельств, архивных материалов и всевозможных публикаций. Каждый кадр последних десятилетий вызывает не просто интерес – это ностальгия по несломленным. И такое определение применимо не только по отношению к защитникам Отечества, фактически безоружными стоявшим на передовой, но и по отношению к патриотической элите, не дрогнувшей под давлением обстоятельств и под непрекращающимися обстрелами, принимающей важные политические решения, заложившие основы для безупречных политико-правовых оснований РЮО. История еще скажет свое слово о каждом несломленном гражданине непокоренной Алании. Должна сказать. И здесь как нельзя кстати будут востребованы документальные свидетельства, в разное время зафиксированные отдельными нашими современниками на видеопленку.
Некоторые из этих людей еще до основания национального телевидения занимались видеофиксацией хроники событий. Это и Василий Гаглоев, и Константин Алборов, и Изольда Беппиева... Многое из зафиксированного на пленку этими операторами утеряно, многое сгорело вместе с архивом Комитета информации и печати, в котором все они в разное время трудились. Но не мало и сохранилось. По крайней мере, в личном архиве Изольды Беппиевой, которая решила передать свои ценнейшие хроникальные съемки в государственное пользование. Но пока ей опять предстоит огромный объем работы. Сотни часов давно устаревшей видеомагнитной записи необходимо оцифровать и перенести на современные носители. Оборудование для такой работы теперь под рукой. В новой видеостудии Госдрамтеатра, куда совсем недавно Изольда, спустя десятилетия, вернулась на работу, есть все необходимые технические возможности для оцифровки ее архива.
«Я ушла из театра, когда грузинская труппа, в которой я состояла, сбежала оттуда в начале 90-ых. Стала работать в информационной сфере, видеооператором, – говорит Изольда, – но театр навсегда остался для меня родным. Я приходила на каждый спектакль и пересматривала каждую постановку по несколько раз. Пока смотрела для себя. Но при повторном походе обязательно брала с собой видеокамеру. В итоге у меня очень много записей тех лет. Теперь уже, разворошив архив и просматривая кассету за кассетой, понимаю, насколько ценны эти записи для нашей истории, для истории театра. На них еще живы Давид Габараев, Ростик Дзагоев, Иван Джигкаев, Мэлс Кокоев…. Легендарные…».
Впрочем, домашний архив Изольды Беппиевой не ограничен лишь летописью национального драмтеатра. Театральная составляющая всего лишь первостепенна в предстоящем объеме работы. Она работала оператором в Комитете информации и печати, в созданном министерстве обороны, в пресс-службе первого Президента Людвига Чибирова. «Всегда старалась не портить пленку кассеты повторной записью, – вспоминает Изольда. – Но, честно говоря, никогда не думала, что эти записи будут в будущем иметь какую-то ценность. Мы вообще зачастую никогда не оцениваем масштабность текущего момента с точки зрения истории, нам кажется, что так будет всегда, и люди, с которыми ты проживаешь ежедневные радости, потрясения, исторические события, всегда будут рядом, и жизнь в молодости кажется вечной. Поэтому и в моем случае не было никаких целенаправленных «заготовок» на будущее. Съемка мне была просто по-настоящему в радость. Осмысление пришло после завершения операторской карьеры, когда стала пересматривать свой архив, хронику событий, которую я почти полтора десятка лет, фактически ежедневно, фиксировала на пленку».
Теперь видеолетописец независимости южных осетин планирует оцифровать и систематизировать свой архив. Стоит ли говорить, что работа, которой она занималась зачастую с риском для жизни, очень важна для нее. Как важно и то, чтобы будущие поколения знали об исторических персонах, которые вершили современную историю Южной Осетии в судьбоносные для ее государственности годы. «С течением времени интерес к событиям начала 90-х только увеличивается, впрочем, как и к деятельности легендарных, без преувеличения, личностей, без которых независимой Республики не было бы, – говорит Изольда. – Я думаю, не раз еще будут снимать фильмы про феномен Валеры Хубулова, про решимость и авторитетность братьев Ацамаза и Азамата Кабисовых, про других лидеров начала 90-ых, как возглавивших официальные структуры, так и отряды ополчения. В моем архиве разноплановые записи, которые должны быть в архивах теперь уже государственных структур. И министерства культуры, в данном случае театра, которому я передам записи спектаклей, творческих вечеров и других мероприятий, которые в те годы проходили фактически на фоне блокады и обстрелов несломленного Цхинвала. И Госкомитета информации, Государственного телевидения, ведь архивные кадры необходимы будут тем документалистам и телевизионщикам, которые в будущем обратятся к истории создания министерства обороны, к теме героизма отдельных защитников Родины, которые погибли в борьбе за свободу своей страны».
Еще одно интересное направление архивной работы, проводимое в свое время Изольдой Беппиевой – тема геноцида осетинского народа. Много лет подряд она записывала особо агрессивные по отношению к Южной Осетии передачи грузинских телеканалов. Текущая ситуация требовала изучения информационной составляющей противника. И многое сохранившееся на пленке, и с точки зрения дня сегодняшнего представляет определенный интерес для тех, кто изучает, исследует, пишет и снимает документальные фильмы на тему геноцида осетинского народа в 1989-2008 годах. Грузины, по словам Изольды, сами через свои СМИ много лет демонстрировали нескрываемую ненависть к осетинскому народу и фактически сами преподносили материал, однозначно доказывающий геноцид целого народа.
Инициатива Изольды Беппиевой передачи личного архива в государственное пользование своевременна и важна. И этот ее шаг должен, несомненно, стать толчком к подобному шагу и для других ее коллег по операторскому цеху, которые также располагают определенными видеосвидетельствами нашего недавнего прошлого, о котором важно и нужно говорить. В том числе и через призму новых телевизионных и киноработ, для которых записи из личных архивов наших современников станут основополагающими в демонстрации хроники долгой дороги к долгожданной свободе несломленной страны.
Рада Дзагоева, газета «Республика»