Сегодня Запад оказывает Грузии всестороннюю военно-техническую помощь. В эту страну поставляются противотанковые комплексы США, средства ПВО из Франции, беспилотные разведывательные летательные аппараты из Израиля. Но есть еще одна сфера, которая не особенно афишируется в прессе, но которая активно развивается – это шпионаж.
В настоящее время грузинские спецслужбы, подготовленные и инструктируемые западными странам, фактически отслеживают все телефонные разговоры, обмен информацией по интернету и даже передвижения отдельных автомобилей на территории Республики. Благо технические возможности в этой части у Тбилиси имеются. Для этого используются не только отдельные станции слежения, но и космические спутники западных стран, сведения с которых поступают в Грузию.
Еще в декабре 2009 года представитель МИД Грузии сделал откровенное заявление, в котором указал, что они используют шпионскую информацию о происходящем на территории Южной Осетии, получаемую со спутников Евросоюза. Правда, тогда юго-осетинская сторона заявила, что нашу страну не беспокоит, что Республика находится под наблюдением из космоса, озабоченность вызывает другое – такое открытое содействие Евросоюзом Грузии. «Нас не беспокоит тот факт, что наша страна находится под спутниковым наблюдением. Однако, вызывает озабоченность, что страны Евросоюза продолжают поддерживать Грузию даже после того, как наблюдатели Евросоюза не смогли остановить ее жестокое нападение в 2008 году», – заявил СМИ тогдашний глава юго-осетинского внешнеполитического ведомства М.Джиоев.
Он же отметил, что это любопытство пойдет на пользу выявлению действительно объективной картины в регионе. «Мы восстанавливаем школы, больницы, дома и дороги, разрушенные грузинской артиллерией и ракетами, предпринимаем необходимые шаги, чтобы обеспечить нашу независимость и безопасность», – подчеркнул М.Джиоев, выразив уверенность, что все это будет видно и из космоса.
Вместе с тем, было отмечено, что спутники ЕС должны также зафиксировать любую грузинскую ремилитаризацию. «Если Евросоюз настроен на обеспечение мира на Кавказе, он должен поработать над действительными угрозами безопасности и сообщить мировому сообществу, что видели его спутники», – заключил М.Джиоев.
Но наблюдение за территорией Южной Осетии осуществляется не только со спутников западных стран. Недавно в прессе прошло сообщение о том, что CША с помощью Грузии намерены проинспектировать с воздуха территорию Абхазии и Южной Осетии. Есть и примеры реализации этого намерения. В октябре на приграничной территории у селения Мугут Знаурского района РЮО был обнаружен потерпевший аварию беспилотный разведывательный аппарат. Поэтому есть все основания предполагать, что над территорией Республики все еще безнаказанно летают разведывательные грузинские дроны. К слову, сегодня на вооружении грузинской армии не только БПЛА израильского производства, но и разведывательные беспилотники собственного производства.
Сегодня разведывательные службы соседнего государства не особенно и скрывают свою шпионскую деятельность. Так, непосредственно у самой границы на виду г.Цхинвал была установлена мачта, на которой смонтировано оборудование, сканирующее все телефонные переговоры в столице Республики. Эту вышку можно увидеть, если посмотреть в сторону Грузии вдоль проспекта А.Джиоева.
Используются и подвижные средства наблюдения и разведки. Так всю неделю, предшествующую выборам Президента РФ в Южной Осетии в марте текущего года, на виду Цхинвала со стороны Грузии в воздухе висел беспилотный летательный аппарат. Как выяснилось, это был разведывательный аэростат «Скайстар-300» израильской фирмы «RT LTA системз». Он относится к семейству так называемых тактических привязных разведывательных аэростатов, т.е. не направляется в свободный полет, а висит привязанным к автомобилю. «Скайстар-300» предназначен для сбора информации, наблюдения, разведки и ретрансляции связи.
Аэростат может нести электрооптическую полезную нагрузку для ведения круглосуточного наблюдения. Система поставляется со станцией сбора и обработки информации, элементы которой подвешены под воздушным шаром. В состав оснащения входят бортовые камеры, которые позволяют производить круглосуточный мониторинг территорий. При этом подготовить к применению «Скайстар-300» можно за 20 минут. Дирижабль в течение 72 часов в состоянии работать на высоте 300-500м. Позволяет держать под контролем «пятно» диаметром 60 км, в нашем случае это расстояние до поселка Дзау.
В Грузии уже многие годы широко представлены разведывательные службы США. Об этом рассказал главный редактор информационного агентства «Грузинформ» Арно Хидирбегишвили. Он поведал о присутствии американских разведчиков в Грузии и Армении. Журналист поименно перечислил тех, кто удерживает бывшие постсоветские республики в орбите влияния Вашингтона. Арно Хидирбегишвили отмечает, что американские разведчики выполняют свою работу в Закавказье под видом дипломатов. Их деятельность в век интернета сильно упрощена. Сегодня разведчику нужны всего-навсего компьютер и дипломатическая защита. Романтическое время шпионов в духе Маты Хари и Штирлица давно прошло. Сегодня все происходит в тиши кабинетов или под приглушённый джаз на официальных раутах, – говорит грузинский журналист.
В своей статье он разоблачает всех поименно. В список А.Хадирбегашвили вошли первый секретарь посольства США в Грузии Майкл Макмахон, атташе Вероника Истер Ли и секретарь Алекс Шранк. Ключевой фигурой разведывательного сообщества США в Грузии журналист определил Дугласа Бала, советника посольства США. Впрочем, отдельные фигуранты списка шпионами быть обязаны. Так, названный в перечне агентов военный атташе посольства США в Грузии, полковник Джеффри Хартман шпионом быть обязан по определению.
Журналисту Арно Хидирбегишвили вторит и глава Грузинского демографического общества XXI века Леван Васадзе. Он считает типичной ситуацию, когда сверхдержава имеет разветвленную сеть в таких маленьких странах, как Грузия и Армения. «Нереалистично ожидать, что такая маленькая страна, как наша, останется без влияния таких крупных стран, как США, но знаете, то, что мы выполняем все приказы и директивы, это совершенно губительно», – сетует грузинский политик.
Для Васадзе важно, скорее, не то, что американские агенты присутствуют, а то, как их воспринимают. А воспринимают их из-за грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов не как «сеть влияния», а как «сеть защиты».
Вице-президент Российского конгресса народов Грузии Владимир Хомерики напоминает, что рост влияния американских спецслужб начался еще при бывшем президенте Эдуарде Шеварднадзе. А пришедший на его волне Михаил Саакашвили просто продолжил эту «добрую» традицию.
Однако вернемся к нашей Республике. В настоящее время грузинская сторона использует далеко не только внешние средства разведки. Есть основания предполагать, что в Южной Осетии может действовать и шпионская сеть. Отрицать подобное – значит недооценивать противника, и события августа доказали опасность такой самоуверенности. Как-то один из бывших руководителей спецслужб РЮО на вопрос российского корреспондента о том, действует ли в Южной Осетии разведка Грузии, ответил: «Да, более того, мы даже знаем их резидента!». На удивленный вопрос, почему же его не нейтрализуют, был получен интересный ответ: «А зачем, мы его арестуем, а из Грузии пришлют другого, и для его идентификации понадобится время и усилия. А так, сейчас мы держим резидента под «колпаком», можем отслеживать его деятельность, его контакты»... Как говорится, комментарии излишни!
Напомним, что несколько представителей силовых структур РЮО уже были осуждены за шпионаж в пользу Грузии. Если грузинские спецслужбы это делали раньше, что заставит отказаться от подобных намерений сегодня? Тем более, что сегодня контакты с представителями грузинских спецслужб опять стали возможны. И для этого препятствием не станет даже существующий запрет посещения соседней страны представителями силовых структур или их родственниками. Вербовщик может провести встречу с потенциальным агентом и во Владикавказе, и в Москве, так как из Южной Осетии и из Грузии в Россию попасть сегодня просто.
И, конечно же, в зоне особого внимания жители Ленингорского района страны. Для некоторых из них собирать информацию о российских и юго-осетинских вооруженных подразделениях, дислоцированных здесь, сбор сведений о ситуации в регионе определяется «патриотическими» побуждениями. И это тоже, думается, не секрет. И тоже далеко не первый год.
М.Багаев, газета "Республика"