Национальные танцы в Осетии – это неизменный атрибут всех свадеб, традиционных "кувдов" и праздников. Только не все умеют танцевать профессионально, а молодежь зачастую предпочитает современные танцы под незамысловатую попсу. Нельзя сказать, что ситуация критическая и нам грозит культурный коллапс.
В последние годы в Цхинвале и районах Южной Осетии открыто довольно много кружков национальных танцев. Каждый второй ребенок в Южной Осетии посещает кружок танцев, открытых на базе общеобразовательных школ, в детских садах, во Дворце дома детского творчества и в Юго-Осетинском университете. Дань ли это моде или зов крови, а может, и то и другое, но идет поколение профессиональных танцоров. Такую уверенность высказывает талантливая танцовщица, начинающий журналист и просто активистка ЮОГУ Алина Абаева.
Студенка югоосетинского университета Алина Абаева занимается осетинскими танцами с шести лет. Первым педагогом девочки стала заслуженная артистка РЮО и РА Майя Четион. Помимо отточенности движений преподаватель привила Алине любовь к танцам на долгие годы. Алина учится на журналиста, но танцы, как и прежде, занимают в ее жизни первое место. Девушка танцует в студенческом ансамбле "Сармат".
"Я не представляю свою жизнь без осетинских танцев. Каждый раз, когда я танцую «Cимд» или вижу, как танцуют этот величественный танец другие, я убеждаюсь, что это поистине танец богов. Наши предки сумели отразить в нем темперамент, уклад, традиции, характер, уважение мужчины к женщине и скромность слабого пола", - рассказывает солистка танцевального ансамбля.
Алина уверена, что танец как в прошлые столетия, так и в современной Осетии остается главной национальной традицией. Ведь, по ее мнению, забытые традиции ведут к обмельчанию нации.
"Исполняя перед представителями других наций осетинские танцы, меня переполняет гордость за нашу культуру. Наши танцы и орнаменты на костюмах несут в себе сакральный смысл", - считает девушка.
В университетском ансамбле "Сармат" под руководством Ацамаза Тедеева танцоры часто принимают участие в различных конкурсах и мероприятиях, проводимых в Южной Осетии и за ее пределами. И здесь важно, где бы ты ни выступал – на свадьбе или на сцене, – каждый элемент в танце требует грамотного исполнения и чёткости движений. И каждый танцор старается выложиться на все сто.
Алина современная девушка, ей нравятся и хип-хоп, и брейк-данс, и другие танцы, но она сторонница того, что даже любители не должны коверкать национальный танец. Каждому осетину вполне доступно освоить свои национальные танцы.
"Бывает так, что многие не умеют танцевать осетинский танец и начинают импровизировать. К танцу приплетают движения из арабских, то ли индийских танцев – и получается каламбур. Эти незамысловатые движения за одним из танцующих повторяет уже вся толпа на той же свадьбе или в ресторане. А это есть такое незаметное стирание граней в культуре", - говорит Алина.
Чтобы преодолеть стеснение, в Цхинвале стало модно посещать кружки национальных танцев даже среди взрослого поколения. В 90-е годы было не до танцев. Поэтому многие наверстывают упущенное и учатся грамотно танцевать. На вопрос, зачем это им, большинство отвечает: "Чтобы на свадьбе не опозориться".
Алина рассказывает, что если среди ее сверстников профессионально танцуют еще не все, то среди детей младшего возраста наблюдается повальное увлечение танцами.
"Это не может не радовать. Все культуры хороши, но свою культуру надо сохранить", - уверена девушка.
Помимо танцев, Алина пробует себя в журналистике. Девушка пишет статьи для университетской газеты и пробуется в качестве корреспондента в передачах студенческого телевидения. Часть ее репортажей посвящена национальным танцам. Она уверена, что, судя по переполненным детским танцевальным кружкам, в Южной Осетии растет поколение профессиональных танцоров.