Недавнее заявление об альянсе трех партий внесло некоторое оживление в югоосетинский сегмент всемирной социальной сети "Фейсбук". Последовали заявления депутата Парламента РЮО от партии "Ныхас" Аллы Джиоевой и бывшего президента РЮО Леонида Тибилова о несогласии с таким решением. Однако начавшаяся было дискуссия не нашла продолжения. Вопросы партийного строительства уже не так важны в Южной Осетии, как могло бы быть еще на прошлых выборах. Почему?
Принцип проведения парламентских выборов изменен с чисто партийной (пропорциональной системы) на мажоритарно-пропорциональную. Это привело к снижению на целых 50 процентов роли партий в общественной и политической жизни республики. Особенно их способности обеспечить депутатским мандатом.
Полное введение партийно-пропорционального принципа проведения парламентских выборов в 2009 году привело к исключению из политической жизни десятков уважаемых представителей научной и творческой интеллигенции, участников боевых действий, политических деятелей, патриотов, которых народ хотел бы видеть в рядах парламента, но которым путь туда был закрыт по той простой причине, что они не желали вступать в ряды какой бы то ни было партии и тем самым связывать себя ограничениями, накладываемыми членством в политической структуре.
Все отмечали, что это было и нарушением Конституции, то есть ограничением активного избирательного права граждан по не предусмотренному Конституцией принципу членства в какой бы то ни было партии. Кроме того, избиратели не знали, к кому обращаться в трудной ситуации, кто их депутат - ведь они голосовали за целые списки, а не за отдельных лиц.
Впервые пожелание об отказе от чисто партийного принципа формирования парламента было высказано в СМИ Южной Осетии в 2009 году - то есть, в год проведения первых же партийных выборов. В преддверии последующих и президентских, и парламентских выборов многие кандидаты высказывали аналогичное мнение. В итоге, политическая мысль Южной Осетии пришла к такому же выводу, и это пожелание исполнилось через 10 лет.
Таким образом, определяясь со своими предпочтениями в предвыборный период, избиратель будет иметь возможность ориентироваться не только на привлекательные политические лозунги партий, но и на личные качества, профессионализм, квалификацию и компетентность конкретных кандидатов.
Самым достоверным способом выяснения предпочтений электората было бы формирование парламента по одномандатному принципу. А формирование партийных фракций пусть происходит уже в самом парламенте из числа выигравших кандидатов.
Избиратель должен обращать внимание не только на пламенные речи в преддверии выборов, но и на деятельность партий в межвыборный период. К сожалению, не редкость у нас такие партии, которые напоминают о себе лишь накануне голосования, а затем бывает невозможно даже найти их офис.
Здесь всё имеет значение: какую деятельность осуществляет партия, на какой социальной группе или возрастной категории она фокусирует свое внимание, в какой области специализируется. И самое главное - имеет ли свое молодежное крыло. Это является важным индикатором представлений партии о своем месте на хронологической прямой. Говоря простыми словами, если партия намерена работать в долгосрочной перспективе, то готовит себе смену, а если нет, то - нет. Важным фактором, показывающим серьезное отношение самой партии к своему политическому будущему является и наличие у нее рабочих и дружественных связей с близкими по политической платформе партиями в России.
В свете нового закона возрастает и роль отдельных личностей. Избиратель будет больше смотреть на реальные заслуги конкретного кандидата, его заслуги, честность, компетентность, готовность прийти на помощь заявителям, посетителям. Уже меньше будет возможностей для лиц, не пользующимся авторитетом и доверием в обществе пройти в высший законодательный орган власти в стране только потому, что сумели снискать доверие одного человека - руководителя той или иной партии.
Не секрет, что по мере стабилизации ситуации в Южной Осетии, тем более, в условиях президентской республики, значительно снизился интерес населения и к парламенту, и к его работе, и к парламентским выборам как таковым. Так, явка на выборах 2004 года, в условиях обострения отношений с Грузией, составила 75%, а 2009 года, через неполный год после войны, - 81,93 %, в 2014 году - 60,14%.
Выборы по смешанному принципу - новшество для тех, кто получил активное избирательное право меньше пятнадцати лет назад и на парламентских выборах голосовавших только два раза - в 2009 и 2014. Им еще предстоит привыкнуть к этому изменению. Одно останется неизменным: четкая и компетентная работа Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия, ее способность к оперативной обработке огромного массива информации, что неоднократно отмечают все международные наблюдатели.
Повысить избирательную активность масс могло бы усиление контрольных функций парламента, наделение его функцией выносить непреодолимый президентом вотум недоверия любому чиновнику, а не только членам правительства и правительству в целом.
Не менее важным шагом было бы и введение в действие Конституции Республики Южная Осетия в части, касающейся местных представительных органов власти. Их восстановление позволило бы разгрузить исполнительную власть от необходимости решать мелкие вопросы на местах, повысило бы эффективность решения такого рода проблем, в немалой степени влияющих на электоральные настроения.
Проведенный праймериз и назначение по его итогам нового главы администрации г. Квайса дали основание для надежд на решительный сдвиг в этом направлении, однако, к сожалению, не последовало аналогичных шагов в других направлениях. В реальности не существует механизма подотчетности территориальных руководителей перед населением этих территорий и механизма, позволяющего жителям городов и районов влиять на такого рода назначения. В результате перед лицом общественного мнения ошибки и упущения некоторых глав местных органов власти вредно отражаются на избирательной кампании самого президента. На данный вопрос мы обращаем внимание уже более десяти лет.
Разумеется, при восстановлении органов представительной власти, ликвидированных (как отмечалось, ВРЕМЕННО!) в 1993 году, надо предусмотреть многое: какие должны быть полномочия депутатов, механизм из избрания, отзыва и многое другое. Не надо бояться ошибок. Если эти органы власти начнут работать, то уже начнут проявляться и ошибки, и их можно будет устранять, что называется, на ходу, а выборы в местные органы власти проводить вместе с парламентскими.
В связи с возвращением к смешанному принципу проведения парламентских выборов прогнозируется рост явки в день голосования по сравнению с 2014 годом. В преддверии выборов не только партии, будущие кандидаты и органы государственной власти должны хорошо подготовиться. Само население, избиратели, в руках которых находится судьба нашей молодой Республики, должны проявить активность и высокую гражданскую сознательность. И средства массовой информации должны им в этом помочь. Думаю, очень хорошо освежат память электората и повысят интерес к проводимым выборам публикации предвыборных программ парламентских партий, анализ их деятельности и совместный анализ как достижений, так и упущений.
Избирательная кампания уже фактически началась. Какой ей быть - зависит теперь не только от партийных лидеров. Выборы покажут, есть ли у нас еще отдельные личности, способные повести за собой массы.