Сапожник - это профессия, имеющая глубокие корни в истории. И это неудивительно, ведь необходимость в ней очевидна с тех самых пор, как человек надел первую обувь.
Сапожники и портные умело орудуют иголкой и ниткой, обувают и одевают людей, в то время как судьба мастерит для них свою реальность. По стечению обстоятельств, многих заставляет жизнь идти на то или иное трудовое поприще, которому они посвящают лучшие годы своей жизни. Герои нашего репортажа не исключение.
Многодетный отец семейства, мастер по ремонту обуви Ацамаз Тигиев работает обувщиком 29-й год.
Тяжёлая жизненная ситуация - уход из жизни родителей привела 12-летнего мальчика в мастерскую сапожника. На его попечении остались младшие брат с сестрой, которых надо было кормить.
"Свою трудовую деятельность я начал у Гиви Хубаева, а обучившись азам мастерства, приступил к самостоятельной работе. И по сегодняшний день занимаюсь привычным делом - ремонтом обуви. Клиентов у меня достаточно: людей, которые не могут позволить себе новые туфли и сапоги, в Цхинвале много. Стараюсь никого не разочаровать, никто не уходит недовольным из моей мастерской", - рассказывает сапожник.
На вопрос о том, не задумывался ли он сменить профессию, Ацамаз шутит: "Не всем же быть военными, а должность, которую бы я хотел получить, мне не предложат".
По правде говоря, признается обувщик, условия работы сапожника не из лучших - от запаха клея начинаются проблемы со здоровьем, портится зрение.
"Однако ремонт обуви - единственное, чему я успел выучиться. Время покажет, как долго буду заниматься этим делом", - говорит он.
Сапожник Александр Беппиев в свои 88 лет пользуется немалой популярностью среди клиентов. Ежедневно с утра до вечера в мастерской профессионала кипит работа.
В здании, именуемом "Ателье мод", тогда ещё молодой мужчина начал трудовую деятельность в далёкие 50-е годы. Там в своё время он заведовал цехами, в которых шили новую обувь.
Токарь 5-го разряда, электрик 4-го разряда и обувщик 7-го разряда - Александр Беппиев окончил в советское время профильные училища в Тбилиси.
Сегодня он с гордостью рассказывает о том, что в Цхинвале помимо него нет других мастеров по пошиву обуви. Однако для организации собственного дела нужны соответствующие условия, которых сапожник себе позволить не может.
За пожилым мужчиной, который лишился своей второй половины 25 лет назад, сегодня присматривают дочь и внучка. Несмотря на далеко не молодой возраст, Беппиев полон энтузиазма и всегда в добром расположении духа.
Людей, которые к нему приходят, он встречает с радушием, старается сделать так, чтобы они уходили в хорошем настроении. Ведь, как считает опытный сапожник, "Доктор лечит словом". И эти слова, по его мнению, применимы ко всем случаям жизни.
Не менее популярной среди горожан "обителью мастеров" различного профиля является "Дом быта". Наряду с обувщиками там работают опытные портные с немалым стажем.
Мадина Габуева приступила здесь к трудовой деятельности в 1982 году, после чего её направили на стажировку в Ленинград.
Училась молодая девушка на конструктора-модельера. А получив специальность закройщика, она вернулась в родной Цхинвал. Одно время Мадина работала и начальником цеха на Цхинвальской швейной фабрике, однако решила, что ей ближе моделирование, и вернулась в свою мастерскую.
"Здесь мы сами отремонтировали помещение, купили оборудование. Шьём одежду любого фасона, в том числе национальную, костюмы, юбки, кофты, свадебные платья, дублёнки. Стоимость заказов разная. К примеру, прямая юбка на подкладке обходится клиентам в 2000 рублей, костюм - от 4 тысяч рублей", - рассказывает портниха.
Шить Мадина начала с 7 класса, мастерство ей передалось по наследству от матери - профессиональной закройщицы.
Другая героиня нашего репортажа - Зарета Кулумбегова. Она посвятила мастерству шитья 40 лет своей жизни. И сегодня 80-летняя портниха, несмотря на проблемы со здоровьем, практически каждый день ходит на работу.
"Раньше были цеха, соответственно, и клиентов, заказов было больше. Ко мне в советское время приходили многие официальные лица и всегда оставались довольны моей работой. Сегодня время другое - люди чаще покупают готовую одежду, реже обращаются к портным", - рассказывает закройщица.
Демонстрируя плоды своего сегодняшнего труда, опытная швея показывает костюм, который она подогнала по размеру мужчине, и то, как мастерски удлинила платье клиентки.
Портниха, посвятившая всю жизнь моделированию и шитью, в молодости потеряла двоих братьев, долго носила траур, и так и не вышла замуж.
Тем не менее, несмотря на все трудности, через которые пришлось пройти, герои нашего репортажа не утратили самых положительных качеств - доброты и жизнерадостности. Поэтому после общения с ними на душе становится светло, а выходя из мастерской каждого из них, ты получаешь частичку тепла и хорошего настроения, которыми они щедро делятся с тобой.