В преддверии празднования Дня признания независимости Южной Осетии со стороны России 26 августа Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Южная Осетия Марат Кулахметов, который был свидетелем всех августовских событий 2008 года тогда в роли командующего Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ), рассказал нам о геополитической роли признания независимости Южной Осетии и Абхазии Россией, а также ответил на ряд интересующих нас вопросов.
— Марат Минюрович, как Вы считаете, какое значение имело признание Южной Осетии Россией не в локальном масштабе, а в более глобальном, с точки зрения изменения геополитических реалий в мире и регионе?
— Я считаю, что изменилась карта мира, в особенности это коснулось Южного Кавказа, где появились два независимых государства. Пожалуй, здесь это самое основное событие, которое сказывается на развитии в целом Южного Кавказа. Южная Осетия и Абхазия встроены в международную мозаику и вносят свой вклад в общую копилку.
Сегодня это реальность, и это никто не может оспаривать. Да, в Грузии хотят видеть все иначе, но чем больше в Тбилиси сопротивляются, не хотят это видеть, не хотят воспринимать сложившуюся реальность, тем больше уверенности в Южной Осетии о правильности выбранного пути.
— Вот уже 11 лет, как в Южной Осетии подрастает поколение, которое знает, что такое война только понаслышке. Как Вы полагаете, можно ли было избежать тех событий?
— История не имеет сослагательного наклонения. Безусловно, российская сторона принимала максимум усилий, чтобы не довести ситуацию до эскалации. Мы помним, был еще и 2004 год, когда только пришедший к власти Саакашвили развязал здесь свое первое кровопролитие. С 2004 по 2008 год Россией предпринимались максимальные усилия, чтобы конфликт разрешался исключительно в политическом ключе. Но события августа 2008 года наглядно показали, что, когда одна из сторон желает решить свою проблему любой ценой, – это влечет за собой большое кровопролитие и горе.
— Россия заинтересована в нормализации отношений с Грузией в тех сферах, где к этому готова грузинская сторона, при учете политических реалий, сложившихся в Закавказье. Насколько на Ваш взгляд сегодня Грузия готова принять существующие реалии, заключающиеся в признании независимости Южной Осетии и Абхазии со стороны России?
— Глядя на те процессы, которые сейчас происходят в Грузии, можно сказать, что в Тбилиси далеки от этого. К сожалению, внутриполитическая турбулентность, которую задала еще команда Саакашвили, продолжает сказываться на двусторонних отношениях Южной Осетии и Грузии. Планка антироссийской и антиосетинской истерии не опускается на протяжении многих лет. Здравый подход исключается. В противном случае, будет поставлено клеймо «предатель».
Россия всегда готова к сотрудничеству с Тбилиси для налаживания добрососедских отношений между Грузией с Южной Осетией. Но, сначала, Тбилиси должен сам сделать первый шаг – подписать соглашение о неприменении силы в отношении республики. Это понимание должно быть не только у официального Тбилиси, но и у грузинского народа. Это два соседних государства, которые живут рядом, а у соседей должны быть нормальные отношения.
— В августе 2008 года в Цхинвале находился полевой офис ОБСЕ, включая руководителей, наблюдателей, которые той ночью не только видели, но прекрасно понимали все. Как Вы считаете далек ли час, когда международное сообщество даст реальную правовую оценку действиям грузинских властей и признает преступление против осетинского народа?
— Скажу, что сотрудники полевого офиса, которые были с 7 на 8 августа 2008 года в Цхинвале давали реальную картину происходящего. Но, эта команда и часть руководства миссии ОБСЕ в Грузии, которые докладывали в Вену о реально происходящем, попросту говоря были «слиты» и ушли в небытие. Их информация явно расходилась с тем, что размещалось в западных СМИ и демонстрировалось на экранах телевизоров, – это было своеобразное зазеркалье.
Второе, что бы я отметил. Если бы Запад признал преступления Саакашвили, здесь, в августе 2008 года, он был бы вынужден сделать и второй шаг – признать правильными действия России, а на это пока на Западе никак пойти не готовы. Все взаимосвязано. Сейчас идут международные суды.
Меня просто удивляет то, как со временем меняется позиция грузинской стороны, искажается история, суть произошедшего в августе 2008 г. Уже заявляется, что не Грузия, а Россия напала на Южную Осетию, обстреляла Цхинвал системами залпового огня и бомбила город. Нам приходится «припирать» фактами этих лжецов. Документы мы сохранили.
— Сколько соглашений, договоров насчитывает договорно-правовая база между РЮО и РФ и какие договора планируется еще подписать? И как Вы считаете в каких направлениях, в плане межгосударственных отношений РЮО и России еще необходима динамика интеграционных процессов?
— Сейчас у нас с Южной Осетией подписано более 100 договоров и соглашений различного формата. Нет такой сферы, где бы мы плотно не взаимодействовали. Российская сторона готова работать и работает по всем предложениям и запросам руководства республики, а наше плотное взаимодействие становится все более эффективным.
Это наглядно видно, особенно в последние годы, когда активизировалась совместная работа в области социально-экономического развития Южной Осетии. Этот блок задач очень объемный. Активно идет синхронизация наших законодательств. На всех встречах в Москве на высшем уровне, российский президент очень внимательно относится ко всем проблемным просьбам, высказанным руководителем Республики Южная Осетия А.И. Бибиловым. Наши министерства и ведомства очень серьезно подходят к решению вопросов, необходимых для развития республики.
— Как Вы оцениваете эффективность, результативность Женевских дискуссий?
— Скажу, Женева безальтернативна. Это единственная международная площадка, где Южная Осетия активно заявляет о себе. Она наиболее востребована и необходима для республики.
Развитие Южной Осетии безальтернативно, это понимают и видят все международные посредники и участники международных дискуссий. Презентации и доклады, которые Южная Осетия представляет здесь, наглядно демонстрируют поступательное ее развитие. Становится ясно, что все лживые заявления Тбилиси о какой-то гуманитарной катастрофе, массовом исходе населения – это все вранье.
— Есть ли перспективы расширения географии признания РЮО со стороны дружественных России государств?
— Я считаю, что все зависит от самой Южной Осетии. Насколько она покажет эффективную модель своего развития, насколько будет притягательная жизнь в республике, настолько будут востребованы контакты со стороны других государств. Соответственно, следующим шагом будет и признание.
Все в руках народа Южной Осетии. А Россия обязательно будет оказывать Южной Осетии всемерное содействие в укреплении ее международных позиций.