Женщина, уже не одно десятилетие прославляющая осетинское театральное искусство без территориального деления. В ее объемном творческом багаже десятки постановок, воплощенных на сценах театров севера Осетии и два спектакля на сцене осетинского театра юга.
Третья постановка – в процессе работы. Именно по этой причине она опять ненадолго покинула север – Осетинский театр, Владикавказский колледж культуры, в котором приобщает молодежь к искусству, чтобы еще раз погрузиться в творческий процесс с труппой Юго-Осетинского Госдрамтеатра, которую считает для себя не менее родной. Роза Бекоева – один из ярких и самобытных осетинских режиссеров современности, лауреат Государственной премии Коста Хетагурова, Заслуженный деятель искусств Южной Осетии – уже совсем скоро ее новая постановка будет представлена в Цхинвале.
Югоосетинский зритель еще помнит ее спектакли «Нæ фехъуыстон мачи зæгъæд» и «Чаша, секира, плуг», которые в недавнем прошлом несколько лет подряд демонстрировались на сцене Госдрамтеатра им. Коста Хетагурова. Очередная работа режиссера здесь, на юге – постановка трагедии «Æфхæрдты Хæсанæ», премьера которой ожидается в первой половине октября.
Когда-то давно, почти сто лет назад ее дедушка с бабушкой вместе с малолетними детьми, среди которых был и будущий отец режиссера, бежали из селения Джер Южной Осетии через хребет на север Осетии, спасаясь от произвола грузинских националистов, учинивших геноцид осетинского народа в 1920 году. «Несмотря на то, что родилась и выросла я на севере Осетии, тяга к родовым истокам, к фамильным корням присутствовала всегда, – рассказывает Роза Ясоновна. – Я с детства слышала рассказы старших о происхождении нашей фамилии, о причинах, которые заставили нашу семью оставить землю предков и обосноваться в другой части Осетии. Сколько себя помню – юг всегда меня привлекал.
Возможно, это был некий зов предков, подсознательное влечение к своим истокам, а, возможно, и какая-то неосознанная энергетика, которая всегда как-то по-особенному подталкивала к творчеству. Моя старшая сестра после окончания школы тоже приехала сюда, здесь окончила ВУЗ – Юго-Осетинский пединститут. А позднее и я предприняла попытку перебраться в Южную Осетию. Однако мой порыв не нашел продолжения – мне помешала, образно говоря, моя прописка».
Роза Ясоновна вспоминает, как ей отказали в приеме в Школу-студию МХАТ. В 1957 высокая комиссия из Москвы в Цхинвале проводила конкурсные испытания для зачисления на осетинский курс названного ВУЗа – к подбору будущих кадров для национального театра подход был крайне строгий, иногородних даже не рассматривали, чтобы нивелировать их возможные предпочтения относительно места работы в будущем. Юной Розе Бекоевой отказали по этой единственной причине. Но отказываться от своих предпочтений в выборе профессии она не стала. В том же 1957 году уже Осетинский театр Владикавказа объявил о наборе вспомогательного состава. И влюбленная в искусство и театр девушка уезжает из родного Мизура во Владикавказ. Вместе с ней на просмотр приехали будущие звезды театрального небосвода – Бибо Ватаев, Игорь Гокинаев, Тасолтан Мамсуров... Начинающим артистам было доверено участвовать в массовках.Потом она стала студенткой Ленинградского института театрального искусства в классе профессора Георгия Товстоногова.
Хрупкая осетинка с завидной целеустремленностью, избравшая для себя не женскую профессию режиссера, была одной из любимых учениц выдающегося мастера. Свой дипломный спектакль «Судьба барабанщика» по А. Гайдару она ставила в Иркутском ТЮЗе. Спектакль так понравился и зрителям, и коллегам по театральному цеху, что молодого режиссера пригласили на работу в Иркутский театр юного зрителя. Однако перспективы были для нее привлекательны лишь в Осетии. Поэтому она вернулась во Владикавказ и с головой погрузилась в национальное театральное искусство. Ее постановки, исчисляются десятками. Роза Ясоновна ставила спектакли на сцене Осетинскогои Дигорского театров: «Земные боги» В.Гаглоева, «Женитьба» Н.Гоголя, «Дон Жуан», «Цыгане», «Маленькие трагедии» А.Пушкина, «Лес» А.Островского, «Амран» Е.Бритаева, «Аланты Нана» Д. Темиряева, «Горькие рифмы» К. Мецаева и Б. Черчесова,«Клятва», «Обман», «Что скажут люди»С.Лазаровой, «Цола» Г. Чеджемова…
Несмотря на активную работу на севере Осетии, режиссер во все времена живо интересовалась творчеством национального театра юга Осетии. «Здесь были и есть очень многие мои близкие люди, с которыми нас связывал и связывает один большой интерес – развитие осетинского театрального искусства, – делится своими мыслями Роза Ясоновна. – Ну а мхатовцы, окончившие осетинский курс в 1961 году и вовсе почти все были моими друзьями. Удивительные, талантливые... Многие из них были и до сих пор остаются для меня олицетворением профессионализма и высокого творческого мастерства. Мы до сих пор дружим с Эвелиной Гугкаевой. Когда-то давно я специально приезжала из Владикавказа в Цхинвал, чтобы насладиться игрой этих невероятно талантливых артистов. Маирбек Абаев, Федор Харебати, Ростик Дзагоев, многие другие артисты того поколения – на образах, созданных этими мастерами сцены, можно было учить актерскому мастерству. У нас, представителей театральных кругов севера Осетии всегда с ними были невероятно теплые отношения. Два осетинских театра как-то по-особенному дружили. Поэтому я даже удивляюсь, когда сегодня многие, говоря про мою работу в Юго-осетинском театре, используют определение «приглашенный режиссер». Для меня есть понятие «Осетинский театр», а где он расположен географически – в Цхинвале, Владикавказе или где-то еще – мне совершенно не важно».
Именитый режиссер с воодушевлением откликнулась на очередное предложение руководства Юго-осетинского Госдрамтеатра. Она не понаслышке знакома с возможностями труппы, с которой фактически ежедневно работает уже на протяжении последних нескольких месяцев, готовясь к главной премьере этой осени. «Почему «Æфхæрдты Хæсанæ? Потому что пожеланием руководства театра была постановка именно произведения национальной драматургии. Обсудив предстоящую работу с труппой, мы сошлись во мнении, что это произведение может быть интересным сегодняшнему зрителю, – говорит режиссер. – Что же касается проходящих сейчас репетиций, то прямо скажу, что одно удовольствие работать с этой труппой, которая как единый организм настроена на общий результат. Мне кажется, сегодняшний зритель познакомится с совершенно новым прочтением «Æфхæрдты Хæсанæ», – говорит режиссер. – С новыми акцентами, новыми интонациями. Но это не значит, что мы будем экспериментировать и уходить от оригинала. Классика не приемлет экспериментов, тем более, когда речь идет о таком произведении, как «Æфхæрдты Хæсанæ». Здесь важно суметь передать дух давно ушедших эпох, характеры, а каждая сцена – это небольшой этюд, который требует глубокого погружения в материал. И мне кажется, итог нашей совместной с югоосетинской труппой работы должен быть впечатляющим».
Режиссер конкретизирует и некоторые акценты, которые прозвучат в новой постановке. «Мы должны показать, что путь мести губителен. Нужно всегда уметь прощать, – раскрывает некоторые секреты предстоящей премьеры Роза Ясоновна. – На примере Госæмы, матери главного героя, необходимо, на мой взгляд, донести до зрителя, что месть разрушает прежде всего жизнь человека, который жаждет ее, который живет этим. Да, зачастую невозможно переступить через обиды и, тем более, забыть о потере близкого человека, но невозможно найти оправдание тому, чтобы загубить жизнь собственного ребенка, которого главная героиня фактически растит как инструмент для будущей мести. Мы должны показать не только героев, которые вызовут наше сочувствие, но, в первую очередь, женщину, которая осознанно выбрала жизнь без общества, участь изгоев для себя и для сына. Ведь нельзя жить в обществе и быть свободным от этого общества. Это невозможно».
Режиссер уверяет, что спектакль заставит современного зрителя задуматься о многих проявлениях современной жизни посредством параллелей с давно минувшими эпохами. Вместе с тем, режиссер не подразделяет героев произведения на положительных и отрицательных, оставляя право делать выводы самому зрителю. Ведь если подумать, то и Хæсанæ, главный положительный герой, и Хъуыдайнат, главный отрицательный персонаж – жертвы эпохи, жертвы национальных устоев времени, в котором им пришлось жить. Здесь нет победы добра над злом. Здесь нет вообще победителей и побежденных. Эпоха, национальные устои безжалостны ко всему. Только люди сами этого не понимают.
Говоря о предстоявшей премьере следует отметить и великолепный актерский ансамбль, на котором остановила свой выбор северо-осетинский режиссер. В главных ролях зрители увидят Заслуженного артиста РЮО Батрадза Кумаритова и Народную артистку РЮО Фатиму Тадтаеву в роли Госæмы... «Это уже не первая моя работа с этими актерами, – говорит режиссер. – Я опять ожидаю весьма хороших итогов от нашей совместной работы. Были и споры, были и разногласия в процессе работы. Но при этом и Сослан Бибилов, и Артур Гаглоев, и Циснари Биченова, и молодые артисты, задействованные в постановке – безусловное удовлетворение от работы со всеми».
В спектакле прозвучит музыка сразу нескольких осетинских композиторов – Ильи Габараева, Дудара Хаханова и другие. Режиссер предстоящей премьеры выражает особую благодарность сценографу спектакля, Народному художнику РФ и РЮО Магрезу Келехсаеву. Это не первая совместная работа именитого режиссера и мастера кисти. Роза Бекоева и Магрез Келехсаев уже один раз представляли совместную работу на сцене Осетинского театра Владикавказа. Нынешняя работа двух Мастеров обещает также стать ярким событием в культурной жизни Осетии. И, конечно же, после показа на сцене театра в Цхинвале, спектакль будет также представлен во Владикавказе. Потому что Роза Бекоева – режиссер,не приемлющий деления своей Родины на юг и север.