Обычаям гостеприимства осетинского народа посвятили конференцию в Республиканской библиотеке имени Анахарсиса, в Цхинвале. Как издревле ценили и почитали гостя в Осетии, называя его божьим посланником, какие застолья, а порой и празднества устраивались в его честь - о свято чтимом предками и сохранившемся в веках обычае гостеприимства говорили этнографы, историки. Среди участников и гостей конференции были сотрудники Министерства культуры, представители научной и творческой интеллигенции республики, школьники. По словам директора библиотеки Валерии Кокоевой, особую значимость мероприятие представляет для молодежи, которая почерпнет для себя нужную информацию о традициях и культуре своего народа.
Ученые о традициях осетин
В своем докладе этнограф, кандидат исторических наук Аза Кокоева отметила, что видные ученые, миссионеры и путешественники, которые побывали в Осетии, удивлялись и восторгались гостеприимством осетин.
«Знаток осетинского быта Николай Берзенов писал, что "Гостеприимство осетин такого рода, что хотя бы самый заклятый враг их под именем гостя пришел в дом к осетину, последний никогда не откажет ему ни в чем, готов жизнь положить за него, — только бы отпустить из-под своей кровли невредимым, а вне дома он имеет по-прежнему право мстить ему", - сказала Кокоева. - Ученый Лавров, в свою очередь, говорил о том, что отказавший в приеме гостю, покрывал несмываемым позором не только себя, но и всех родственников - однофамильцев».
Она добавила, что по верованию осетин, каждая семья была наделена Богом определенным количеством гостей в течение года.
«Этим и были вызваны мольбы горцев к Богу, чтобы он не лишил их своей доли гостей. Осетины придерживались обычаев гостеприимства, боялись нарушить их, твердо были убеждены в том, что все, потраченное на гостя, в многократном размере вернется семье. В его честь устраивали танцы, забавляли гостя игрой на гармони, пением, порой даже организовывали скачки, стрельбу и т. д. Все это дополнительное внимание поднимало авторитет хозяина дома», - рассказала Аза Кокоева.
Почетный бокал (нуазан) как неотъемлемый атрибут гостеприимства осетин
По словам кандидата исторических наук, доцента Мурата Джиоева, гость у осетин пользовался большим почетом, не зависимо от того, был ли он знакомым семьи или нет.
«Гостя радушно встречали, при этом сразу не спрашивали, кто он и откуда. После того как устраивали застолье в его честь, ему подносили почетный бокал (нуазан), и взяв его, он мог уже представиться и рассказать о своем происхождении, - заметил историк. - Был даже такой случай в селе Демет Дзауского района, когда бокал человеку преподнесли только через две недели его пребывания в семье хозяев дома. И лишь после того, как он принял нуазан, выразил благодарность домочадцам и уехал».
Старший библиотекарь библиографического отдела Республиканской библиотеки Ульяна Каджаева добавила, что приезжий считался гостем не только одной семьи, где он останавливался, а всего рода, всех жителей аула.
«Если в доме останавливалось несколько человек и семья попадала в затруднительное положение, то гостей могли распределить по соседям или занимать у них продукты питания, - подчеркнула Каджаева. - Приезжий мог остановиться перед любым домом и просить гостеприимства у любого из жителей села».
Русский гость — особый гость
В своем докладе библиотекарь отметила, что особое радушие и почести оказывал осетин чужестранному гостю, а тем более, если он бывал из России.
«Оказывая такому гостю столь радушный прием, осетин выполнял не только свой традиционный долг, но и этим самым он как бы осуществлял свою дипломатическую миссию, достойно представляя свой народ перед представителем другой нации или страны. Обычно русский гость считался почетнее других, и гостеприимство для него удваивалось», - заметила Каджаева.
Она добавила, что приезжий на все время пребывания в гостях находился в кунацкой (уазаегдон) комнате.
«Здесь за ним ухаживали как сам хозяин, так и остальные мужчины в семье. Женщины были свободны от ухода за ним, не считая приготовления пищи, и не появлялись в кунацкой. Сам гость тоже не имел права показываться на женской половине дома. В присутствии гостя имели право сидеть только старшие, младшие же стояли у двери или вдоль стены. Но если гость был почтенного возраста, да еще известен своим именем, перед ним стоял и сам хозяин, оказывая ему этим особое уважение», - рассказала библиотекарь.
Каджаева подчеркнула, что в день отъезда гостю устраивали прощальное угощение, если ему предстоял далекий путь, то его снабжали путевым довольствием (фаендаггагтае) и провожали его за пределы своего селения, а иногда даже края.