В 2019 году прошло четыре раунда международных дискуссий по стабильности и безопасности в Закавказье. Старт женевским переговорам был дан 15 октября 2008 года. Дискуссии проводятся в соответствии с договоренностями Медведева-Саркози, которые были достигнуты после принуждения к миру грузинского агрессора, совершившего агрессию против Республики Южная Осетия 8 августа 2008 года.
Основной целью дискуссий было и остается выработка двухсторонних юридически обязывающих соглашений о неприменении силы Грузии против Южной Осетии и Абхазии.
Основные вопросы неизменны
По сегодняшний день продолжается работа по выработке юридически обязывающего документа о неприменении силы. Однако, по вине грузинской стороны и ряда участников нет положительной динамики в этом важнейшем вопросе.
Полномочный представитель президента по вопросам постконфликтного урегулирования и по совместительству глава делегации на Женевских дискуссиях Мурат Джиоев всегда отмечал, что Женевские дискуссии являются единственной площадкой для диалога представителей Южной Осетии и Абхазии с Грузией. И на сегодняшний день пока других площадок нет. Хотя Южная Осетия готова на равных с Грузией условиях участвовать и на других международных трибунах и доводить до мирового сообщества позицию властей Республики Южная Осетия и объективную картину происходящих событий.
Женевские дискуссии проходят в двух рабочих группах, где обсуждаются как вопросы безопасности, так и гуманитарные проблемы. Участники дискуссий на каждом раунде едины во мнении относительно высокой значимости женевского формата, который на протяжении одиннадцати лет является действенным механизмом поддержания региональной безопасности.
Политизация гуманитарных вопросов
Что касается гуманитарных вопросов, то на каждой встрече представители Южной Осетии подчеркивают важность проблемы беженцев, которая по мандату входит в формат Женевских дискуссий. Проблема беженцев важна, в первую очередь, для Южной Осетии, поскольку эта проблема существует, как минимум, с 1920 года, когда часть население Южной Осетии была истреблена, а остальная часть выселена на север Осетии. Глава югоосетинской делегации не раз говорил в ходе диалога, о том, что в 1990-1992 гг., из Грузии было изгнано около 100 тыс. осетин, вопрос которых также остается нерешенным, и они не могут его снимать с повестки дня.
Мурат Джиоев подчеркнул, что именно поэтому в Женеве они каждый раз подчеркивают, что есть простор обсуждения этой проблемы на площадке Женевских дискуссий. Но власти Грузии, по словам полпреда, с 2009 года ежегодно выносят на трибуну Генеральной ассамблеи ООН резолюцию по вопросам беженцев и вынужденно перемещенных лиц, которая бывает явно политизированным документом, и отражает только грузинскую позицию. И на таком фоне югоосетинская сторона считает бессмысленным обсуждение этого вопроса в Женеве.
«Делегация Южной Осетии предлагает, чтобы представители Южной Осетии и Абхазии тоже получили возможность довести до стран – участниц ООН свою позицию, или чтобы Грузия перестала политизировать эту проблему. Но каждый год власти США или отказывают нам в визе, или же мы не получаем приглашение от ООН», - говорит Джиоев.
Также содержательную справку по проблемам беженцев Южная Осетия ежегодно посылает в ООН, и с помощью российской делегации распространяет его между его участниками.
Без вести пропавшие
Одним из факторов, влияющих в целом на климат в регионе, является вопрос выяснения и поиска судьбы без вести пропавших. Ранее, по словам Мурата Джиоева, представители ОБСЕ заверили их, что продолжат работу с новыми властями Грузии. Он выразил надежду, что новое правительство отнесется с пониманием к этой проблеме. «Тем более в Женеве мы каждый раз подчеркиваем, что нынешние власти Грузии личной ответственности не несут, поскольку преступления против жителей Южной Осетии совершили представители власти Михаила Саакашвили. Выявление судьбы граждан РЮО было бы расценено, как фактор, способствующий появлению доверия к грузинской стороне», - подчеркнул Джиоев.
Эта проблема для Южной Осетии является очень важной, Президент Анатолий Бибилов каждый раз нацеливает участников Женевских дискуссий, чтобы на каждой встрече держать в центре внимания судьбу молодых люде,й пропавших без вести. По этому вопросу работает и независимый международный эксперт Душан Игнятович.
Уиста – предмет обсуждения на переговорах
50-й раунд Женевских международных дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье стал заключительным в уходящем году, и делегация Южной Осетии не могла не внести в повестку дня вопрос о ситуации в селе Уиста Знаурского района, где в августе прошлого года грузинские полицейские установили незаконный пост на территории Южной Осетии. Этот провокационный шаг грузинской стороны заставила Южную Осетию принять ответные меры с целью обеспечения безопасности жителей прилегающих населенных пунктов и установить свой пост.
Ранее для обсуждения повестки дня очередного раунда дискуссий сопредседатели прибыли в Цхинвал, где встретились с коллегами, их также принял президент Анатолий Бибилов. Глава государства заявил в ходе диалога, что пора грузинской стороне признать, что Республика Южная Осетия - независимое государство, и в этом ключе выстраивать работу с нашей республикой. Он обратился к сопредседателям сделать все для подписания документа о неприменении силы против Южной Осетии и Абхазии со стороны Грузии.
«Уверен, что если бы этот документ был подписан, то сегодняшней проблемы в Уиста просто не было, и в обход вашей позиции грузинская сторона провокаций не совершала бы. Если мы придем к одному мнению, то процесс урегулирования грузинских авантюр опасных для нашего народа сможет сдвинуться с мертвой точки. Мы готовы обсуждать и решать совместно все вопросы. Не намерены отходить от достигнутых договоренностей, и надеемся, наше позиция будет услышана», - заявил президент на встрече.
В сообщении об итогах 50 раунда дискуссий говорится: «В целях деэскалации и возврату к ситуации, существовавшей до 23 августа, югоосетинская делегация обратила внимание других делегаций на попытки замалчивания ответственности инициатора нового обострения и предложила грузинской стороне снять незаконный пост, отвести на территорию Грузии представителей своих силовых структур и приступить к рассмотрению возможности установления зоны безопасности в приграничной местности от селения Цнелис (Уиста) до грузинского населенного пункта Чорчана».
В работе раунда примут участие делегации Республики Южная Осетия, Республики Абхазии, Грузии, Российской Федерации и США, а также представители ЕС, ООН и ОБСЕ. Югоосетинскую делегацию возглавляет Полномочный представитель Президента РЮО по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев.
Роль МПРИ
МПРИ - это один из немногочисленных успешных примеров выработки практического применения, который был организован в результате усилий дипломатов различных стран. На встречах стороны обсуждают ситуации в приграничных населенных пунктах, и оперативно по «горячей линии» решают возникающие вопросы. Встречи проходят практически ежемесячно, а при необходимости проводятся и экстренные так называемые «технические встречи» в рамках Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты.
29 августа 2019 года на югоосетинско-грузинской границе, в районе села Эргнет, проходила очередная, 95-ая встреча формата Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ). Югоосетинскую делегацию в формате МПРИ возглавляет заместитель полномочного представителя президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования Егор Кочиев.
После обострения по вине грузинской стороны ситуации в селе Уиста прошло несколько технических встреч, на которых обсуждался единственный вопрос – ситуация на границе. К сожалению, стороны не пришли к общему знаменателю, но позиция Южной Осетии остается неизменной – незаконный пост грузинской полиции должен быть снят с территории Южной Осетии.
Более того, Южная Осетия готова к диалогу по линии прохождения государственной границы. «С 2009 года мы неоднократно предлагали и предлагаем сесть за стол переговоров по всем вопросам, в том числе и по линии прохождения государственной границы между Цнелисом и Чорчана. Если грузинская сторона считает, что этот пост выставлен в целях безопасности жителей грузинских сел, то он должен быть установлен около грузинских сел и на территории Грузии», - отметил Мурат Джиоев.