Значение провозглашения Республики Южная Осетия очень велико, поскольку именно этот акт заложил основу югоосетинской современной государственности, заявил полномочный представитель президента РЮО по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев.
Мурат Кузьмич с 1990 года по 1993 г. был депутатом Верховного Совета Южной Осетии и принимал непосредственное участие в принятии данного важного решения.
Значение и своевременность
По мнению Мурата Джиоева, это решение было очень важным, ответственным и своевременным, благодаря чему Южная Осетия добивалась тогда еще и сохранения своего статуса республики в составе обновленного Советского Союза. «На первых порах речь шла только о том, чтобы Южная Осетия стала субъектом подписания обновленного союзного договора, предполагающего равноправность субъекта Южной Осетии с остальными субъектами.
9 декабря 1990 года были проведены выборы в Верховный Совет, но на второй день после прекращения существования СССР Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Декларацию о независимости, которая в дальнейшем была подтверждена референдумом и закреплена Актом провозглашения независимости РЮО», — сделал небольшой экскурс полпред.
Он считает, что все шаги по юридическому и правовому оформлению РЮО были сделаны в соответствии с законодательством пока Советского Союза, и международным правом. Дипломат добавил, что югоосетинские депутаты не сделали ни одного противозаконного шага.
«Поэтому народ Южной Осетии 20 сентября отмечает как один из величайших праздников. В истории РЮО можно выделить несколько очень важных дат – 20 сентября — День образования Республики, 29 мая — День принятия Акта провозглашения независимости РЮО, и 26 августа – День признания независимости РЮО РФ», — подчеркнул он.
Предпосылки
20 сентября 1990 года тогдашний областной Совет депутатов Южной Осетии провозгласил Республику Южная Осетия. По словам Мурата Джиоева, этому шагу предшествовала большая работа, связанная с тем, что на фоне распада Советского Союза Южная Осетия оказалась под ударами Грузии. «С 1989 года в Грузии начали поднимать головы различные националистические силы, взявшие курс на создание национального государства и на выход из Советского Союза. Один из своих основных ударов они направили на негрузинские народы, жившие в тогдашнем ГССР, в том числе и на Южную Осетию. В средствах массовой информации и на митингах, проводимых различными политическими силами, началась огульная провокация против Южной Осетии, звучали требования изгнания осетин, ликвидации автономии. А 23 ноября 1989 года было совершено первое нашествие на Южную Осетию», — рассказал полпред президента.
Он напомнил, что поводом, с точки зрения грузинских националистов, послужило решение тогдашнего областного Совета Южной Осетии 10 ноября 1989 года о повышении статуса Югоосетинской автономной области до автономной республики, но в составе Грузинской ССР, и обращение к Верховному Совету Грузии утвердить это решение.
«Это было вполне законное решение югоосетинского областного Совета, поскольку к тому времени в Советском Союзе уже не оставалось автономных областей, все повысили свой статус. Кроме того, это был вынужденный шаг югоосетинских депутатов, направленный на усиление позиции автономной области и на конституционную защиту. Но президиум Верховного Совета ГССР отменил решение, не вынося его на сессию, а буквально через десять с лишним дней на Южную Осетию пошла огромная масса грузинских неформалов, как тогда их называли», — отметил дипломат.
Мурат Джиоев считает, что с этого времени началась открытая фаза противостояния, которая в январе 1991 года вылилась в войну. По его словам, с конца 1989 по 1990 год шла борьба народа Южной Осетии за самосохранение, и единственным средством в этом деле было преобразование Югоосетинской автономной области в Югоосетинскую Советскую Демократическую Республику, впоследствии переименованную в Республику Южная Осетия.
«Мы можем гордо говорить, что свое 30-летие наша республика встречает в ранге признанного государства, уверенно идущего вперед, и надеемся, что будущее народа Южной Осетии будет красивым и светлым. Много счастливых праздников югоосетинскому народу, добра и процветания», — пожелал Мурат Джиоев.