За две недели в «красной зоне» на ее смену пришлось 73 больных. Вместе с ней в этой страшной «воронке» за больными с легочной недостаточностью ухаживали еще две медсестры, но это уже другие истории, о них мы расскажем в отдельных материалах.
Не опоздать…
Медсестра Ванда Кокоева заступала на дежурство в «красную зону» детской больницы Цхинвала с девяти утра и обязана была оставаться на передовой до 16.00 часов вечера. Но оказавшись на передовой борьбы с коварным вирусом, работники «красной зоны», спасая чужие жизни, забывали о том, что находятся в зоне высокой вирусной нагрузки больше положенного времени.
«В мою смену в больнице наблюдался высокий показатель пациентов со средней степенью тяжести, а очень тяжелых переводили в реанимацию. Практически каждому больному, согласно назначению врача, было прописано по три капельницы в день. При таком сумасшедшем ритме работы в голове только одна мысль – успеть всех обслужить, не опоздать», – вспоминает медсестра.
По ее словам, работникам «красной зоны» неоценимую помощь оказывали волонтеры, в числе которых были и студенты Цхинвальского медучилища. Помощь волонтеров была как никогда кстати.
«Пока медсестра ставит капельницу, волонтер набирает лекарство в шприц, а это уже большая экономия сил и времени. Благодаря их активной гражданской позиции и помощи медсестры могли уделять больше времени больному и проводить своевременное лечение», – говорит Ванда.
Они все – родные
Теперь , по прошествии времени, несмотря на тяжелые будни в «красной зоне», медсестра с особой теплотой вспоминает каждого своего больного.
«Для меня они все родные! Как не пожалеть и не сказать ласковые слова обессиленной бабушке, которая смотрит на тебя невинным детским взглядом и видит в тебе своего спасителя? Или молодой маме, которую дома ждут маленькие дети…?» – делится с корреспондентом "Рес" Ванда Кокоева своими мыслями.
В начальный период хаоса , в условиях цейтнота , приходилось бегать, в буквальном смысле этого слова, из одной палаты в другую, совершенно теряя чувство времени. И так каждый новый день.
«Но мы добросовестно выполняли свою работу, не жалуясь, с пониманием относились к каждому больному, – ведь эта наша работа. Возможности перекусить, или выпить глоток воды тоже не было, да и мысль такая не приходила в голову. И даже, приходя домой после тяжелого рабочего дня, не хотела ужинать, только чувствовала жажду. Поэтому, переступив порог дома, с жадностью выпивала несколько стаканов воды. Единственным желанием было отдохнуть и выспаться, чтобы завтра и с новыми силами приступить к работе», – вспоминает медсестра Ванда Кокоева.
Его величество Случай!
«Красная зона» – это место, где человек выполняет свой профессиональный и гражданский долг. «Тебя никто не заставляет работать на износ, но ты перед каждым больным чувствуешь ответственность. Именно от тебя, медицинского работника, зависит состояние больного. Врач прописывает назначения, а медсестра должна вовремя успеть провести все необходимые процедуры. И поэтому работаешь в авральном режиме», – объясняет медработник.
По словам Ванды, самое большое неудобство в работе – это защитный костюм, причем облачиться в спецформу своего размера зависело от его величества Случая. «Костюмы в основном были рассчитаны на крупных женщин. В них, естественно, работать очень неудобно, а вначале еще и непривычно. Но привыкаешь к «скафандру», работать и проводить все процедуры больным стало легче», – пояснила она.
В разговоре с нами медсестра, не раздумывая, отметила, что при необходимости еще раз вернется в «красную зону», подчеркнув при этом, что долг каждого – помогать в тяжелой ситуации. Теперь уже сама не престаёт удивляться, откуда в те дни черпала столько сил, картина дня усложнялась с каждым днём, больных пребывало все больше и больше, поскольку в густо «заселенных» палатах не оставалось свободных койко-мест, пациентов приходилось располагать и в коридорах больницы.
Маленькие истории в лицах
За время работы в «красной зоне» в память медсестры врезались маленькие истории, которыми она поделилась в беседе с нами.
«Так получилось, что пациентку преклонного возраста, в силу некоторых обстоятельств, пришлось уложить в процедурный кабинет. Это, естественно, не соответствовало положенным инструкциям медучреждения. На вопрос одного из работников медперсонала – почему бабушка лежит в процедурной, врач ответила: «У нас военно-полевой образ жизни!»
Был и такой случай, когда у медсестер просили одолжить стул, на что уставшие за день молодые женщины, в недоумении переглянувшись друг на друга, в унисон ответили: «А зачем нам стул, у нас же нет времени сидеть!».
Слова благодарности
Профессионализм и чуткое отношение к больным отмечают и сами пациенты.
«Она могла лечить и ласковым словом, и понимающим взглядом. Ее легкая рука сразу находила вену, и укол мягко и безболезненно уходил по сосудам. Ванда отличалась внимательностью и сердобольностью. А когда настал день выписки, мы с легкой грустью в душе расставались с ней», – вспоминают пациенты Джагаева Галина, Гаглоева Валя, Гиголаева Галина и Сопоева Майя.
О подвиге медицинских работников, спасающих жизни людей в условиях пандемии коронавируса, будут говорить еще долго, эти бойцы невидимого фронта навсегда останутся в истории и памяти благодарных пациентов.