Великий пост у православных христиан подходит к концу. Последняя неделя перед Пасхой - Страстная седмица самая строгая и в молитве, и в пище. Все дни Страстной седмицы называются великими.
«49 дней мы ждем Воскресение Христово. Из них 42 дня – Великий пост, во время которых мы служим особые службы - заупокойные, Акафист божьей матери, Лазареву субботу, проводим таинство Соборования, Евхаристии, Литургию преждеосвященных даров и т.д. После начинается страстная седмица, и мы в молитвах и богослужениях воспроизводим последнюю неделю Спасителя», - рассказал «Рес» ключарь соборного Храма Рождества Пресвятой Богородицы протопресвитер Иаков (Хетагуров).
По его словам, со среды начинаются особые службы, которые проводятся только раз в году. «После полудня среды в Храме Рождества Пресвятой Богородицы начнется литургия Преждеосвященных даров с вечерней, которая продолжится утренней службой на чистый четверг. И уже в четверг пройдет литургия – Воспоминание Тайной Вечери, на которой Спасителем было установлено главное таинство нашей веры – таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы. Здесь же Господь сказал им, что его предадут: сын человеческий будет предан, оплеван, казнен, и воскреснет в третий день по писанию», - пояснил священник.
Отец Иаков добавил, что после Тайной вечери Господь с учениками идет на масленичную гору и молится, чтобы «принять чашу и испить его до конца». И вечером в четверг священники Аланской епархии совершают службу 12 Евангелий.
«В пятницу читают Царские часы, и готовимся к полуденной службе – выносу плащаницы (снятие с креста тело Христово и плачь Богородицы) и погребению плащаницы (погребение тела Господа в пещере). В субботу Господь уже спустился в ад и победил дьявола, но народ пока об этом не знает. И потому субботняя служба бывает внешне траурной. Для людей Пасха наступила с явлением Господа ученикам, и по традиции и богослужебному уставу мы собираемся в ночь с субботы на воскресение (в этом году с 1 на 2 мая). Кстати, в 11.30 в субботу в храме уже будут освящать яйца и куличи», - отметил священник Аланской епархии.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Торжественное богослужение начнется в 22.30 вечера субботы, и ровно в двенадцать часов ночи священники, прихожане, горожане вместе совершат крестный ход, и начнется Великая Пасхальная заутренняя, которая продолжится праздничной литургией со словами «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».
Священник обратился к гражданам придерживаться традиции церкви и нашего народа, и ходить на кладбище на девятый день от Пасхи. «Наш народ мудрый, христианский и не случайно у нас осталось выражение «мæртты куадзæн» - Пасха тех, которых больше нет рядом с нами. Кстати, это согласуется и с югоосетинскими традициями. Ведь в заупокойных традициях нашего народа мы справляем седьмой день (который считают со дня погребения человека), а православная церковь отмечает девятый день (со дня смерти человека). В день «мæртты» куадзæн необходимо заново спечь куличи, осетинские пироги, покрасить яйца и т.д., принести их в храм на литургию, мы их освятим и после пойти на кладбище», - считает отец Иаков.
История праздника
Слово Пасха в переводе из еврейского языка означает избавление от рабства, т.е. это день когда человек освобождается и имеет очень широкий смысл. Избавление от рабства и начало новой жизни было у всех народов. И косвенно с этим можно связывать весенние праздники дохристианских народов – обновление от жизни, символический переход от зимы (символической смерти) к весне (символической жизни).
По мнению отца Иакова, только в православной вере осталась истинное богословие, которое говорит о том, что сын божий и есть Христос.
«Это мы знаем и из обетования, когда Адам был изгнан из рая, и ему было прямо сказано: что придет тот, кто отомстит за тебя. Это говорили о сыне Божьем. Только сам Бог в виде Христа – человека мог побороть и искоренить зло, и начал это делать в душах людей. Зло гнездится только в сердце человека, и «больше нигде его не ищите», - говорит священник.
Он уточнил, что Господь решил принести себя в жертву, ибо только кровью Божьей может искупиться человечество, и пришел спасти всех.
По мнению отца Иакова, шанс на спасение дано каждому. «Господь принес себя в жертву, мы видели уничижение Бога-Господа, его избиение, ругательства и проклятия в его адрес. И он все это молча и смиренно переносил, со своим крестом дошел до Голгофы и своей кровью омыл грехи людей и «победил змия». После этого, Господь духовным образом спускается в ад, разрушает врата адовы, дьявол трепещет, и Господь забирает души праведников и водворяет их в рай – в царствие небесное. Тем самым он побеждает ад. Это и есть светлое освобождение, Воскрешение Господне, избавление человечества от греха, от смерти, от всех оков, которые нас приковывают как рабов к аду. В этом и заключается смысл пасхальных торжеств», - разъяснил он.
Шанс дается каждому
Этот праздник, по словам священника, самый главный для людей, которые хотят избавиться от греха, потому что в этот день мы обрели вечную жизнь. «Надо терпеть, смириться, готовиться к смерти и воскресению. Если сам Господь не смог избежать смерти и воскрес, то чем мы, простые грешные люди, лучше его - безгрешного? И потому, через телесную смерть каждый предстанет перед Господом, и будет их судить ангел Божий. Куда попадем, мы выбираем на земле по делам нашим. Но избавление от греха дано абсолютно всем и каждый может воспользоваться этим правом, прийти в Царство Божье и жить с Богом. Господь не делит людей. Но и те, которые не со Христом должны признать его как Спасителя, и тогда и для них Царство Божье открыто. Потому он и говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6)», - подчеркнул священник.