Вопросы, которые поднимаются на Женевской площадке, должны основываться на справедливости, заявил в четверг президент Южной Осетии Анатолий Бибилов в ходе встречи с сопредседателями от ЕС, ООН и ОБСЕ, которые прибыли в Цхинвал для обсуждения повестки дня предстоящего раунда в Женеве.
Глава государства в начале диалога сообщил дипломатам, что на днях в РЮО отметили 31-ю годовщину провозглашения Республики. Он сделал небольшой экскурс в новейшую историю Южной Осетии, обозначил причины, которые подтолкнули народ Южной Осетии провозгласить республику и выбрать путь к независимости.
«Уже тогда руководство Грузии во главе с Звиадом Гамсахурдия предлагало «вымести железной метлой» всех негрузин, в частности, осетин за Кавказский хребет», – напомнил он.
Бибилов рассказал сопредседателям и о геноциде осетинского народа со стороны Грузии, который она проводила многие десятилетия. Президент напомнил дипломатам, что один из военных деятелей Грузии Валико Джугели писал: «Нет ничего краше, чем горение осетинских домов».
«Все эти события и подтолкнули осетинский народ к тому, чтобы сохранить себя как народ, как этническую национальность. Причем, это касалось не только осетин, но и представителей других национальностей, проживающих в Южной Осетии, в том числе и грузин», – пояснил президент.
Глава государства напомнил и о войне августа 2008 года, когда Грузия напала на Южную Осетию, что полностью подтвердила и спецкомиссия ЕС.
Женевские дискуссии, глава государства назвал важной площадкой, на которой РЮО имеет возможность доводить свою позицию до мирового сообщества и рассказывать о происходящих процессах. Президент добавил, что Южная Осетия готова продолжать свое сотрудничество в этом направлении.
«Но в то же время возникают некоторые вопросы. Основная цель дискуссий – подписание юридически обязывающего документа о неприменении силы Грузии против Южной Осетии. Южная Осетия никогда не применяла силу против Грузии, но соседство должно быть доброжелательным. Главная задача – подписать документ о неприменении силы», – сказал Бибилов.
Он назвал эффективным формат МПРИ, отметил, что он полностью оправдывает свои цели, и потому Южная Осетия намерена и дальше работать в рамках формата.
«Будем создавать все условия для повышения эффективности деятельности МПРИ. Также, надеемся, что будем оперативно реагировать и решать все вопросы, стоящие между Южной Осетией и Грузией», – подчеркнул президент.
Безопасность – ключевой вопрос
«Вопрос незаконного грузинского поста в районе села Уиста Знаурского района Южной Осетии остается актуальным», – заявил Анатолий Бибилов.
«Мы не пошли на эскалацию напряженности и решили нейтрализовать вопрос политическими путями, поднимали его и на площадке Женевских дискуссий, и надеюсь, решение будет. Хочу заметить, что во многом его решение зависит от вас – сопредседателей дискуссий», – заметил президент.
Сопредседатель от ЕС Тойво Клаар выразил благодарность Анатолию Бибилову за его высокую оценку Женевскому процессу. По его словам, дипломаты работают на эффективность переговоров, но «финальный результат зависит от самих участников».
«Вы говорили о неприменении силы, – обратился Клаар к Бибилову, – и, конечно, этот вопрос является ключевым вопросом дискуссий. Многие участники сделали заявления относительно неприменения силы. В контексте Женевских дискуссий необходимо совместно работать для общего понимания «неприменения силы». Вот почему мы большое внимание уделяем человеческой безопасности, безопасности людей на территориях. Мы знаем, что больше всего от конфликтов страдают люди, проживающие вблизи. Потому в Женеве мы говорим о значении человеческой безопасности на местах. И в этом ключе хочу сказать, что есть различное понимание этого вопроса и разных групп, в том числе и у людей, проживающих в Ленингоре».
Касаясь ситуации в Уиста, международный дипломат добавил, что они хорошо осведомлены, но «есть разные вопросы, и разрешать их необходимо тоже раздельно, во благо людей этой местности».
Анатолий Бибилов подчеркнул, что в Южной Осетии не разделяют население по районам и уделяют всем жителям одинаковое внимание.
«У нас во всех районах одинаковые условия для проживания людей. Например, в Ленингорском районе, о котором больше всего говорите, мы построили новые дороги, благоустроили территорию, обеспечили все слои населения полным пакетом социальных льгот. И неправильно говорить только о Ленингорском районе. Ведь в Уиста люди не могут спокойно ходить даже по своему населенному пункту, а вы говорите о пересечении границы для жителей Ленингорского района… Пост в Уиста – это не безопасность населения, о которой вы говорите, а наоборот создание напряженности. Уиста – это серьезный очаг напряженности», – сказал он.
Жить в добрососедстве
Сопредседатель от ОБСЕ Анника Седер отметила, что и Женевский процесс, и МПРИ направлены на облегчение условий, и вопрос Уиста – Чорчана они пытаются разрешить. «Мы хотим помочь в разрешении проблемы людей, которые хотят пересекать границу. МПРИ – это важный формат, и необходимо продолжать правильный подход к формату, который есть у Цхинвала. В ближайшем будущем, возможно, не будет единой позиции у Цхинвала и Тбилиси касательно взглядов на административную линию. Мы как посредники пытаемся прилагать усилия для улучшения жизни людей, пострадавших от конфликта. И в Женеве конструктивный и открытый диалог может снизить напряженность», – считает дипломат.
Президент полностью поддержал мнение представителя ООН касательно снижения напряженности и отметил, возвращаясь к проблеме Уиста, что до установления незаконного грузинского поста на территории РЮО ничего не предвещало напряженности.
«Это одностороннее решение Грузии. Если в течение 11 лет в Знаурском районе никаких проблем не было, никакой угрозы не было по отношению к жителям по обе стороны границы, то решение о выставлении поста на территории Южной Осетии является только провокацией. Более того, мы не предприняли необходимых мер, так как были уверены, что в рамках Женевских дискуссий до Грузии будет доведено неправильность их решения, и они уберут пост. К сожалению, этого не было сделано», – сказал глава государства.
Бибилов уточнил, что югоосетино-грузинская граница составляет порядка 345 километра, и Грузия такую же ситуацию может создать на любом отрезке.
«Мы хотим жить в добрососедстве со всеми соседями… Для лечения раны, необходимо изъять занозу. И в данном случае в качестве занозы выступает пост в Уиста, который не позволяет нам работать в полном объеме и в Женеве, и на МПРИ. Почему мы не можем его решить, – мне не понятно», – пояснил президент.
Справедливый подход
Глава государства заявил, что если бы в Южной Осетии не было российских вооруженных сил, сотрудников Погрануправления, то Грузия бы в 2008 году действительно выполнила план «Чистое поле».
«Россия является сдерживающим фактором. Для нас непонятно, когда Грузия говорит об оккупации. В Южной Осетии президент и парламент выбираются всенародно, на должности назначаются по указу главы государства и т.д. Яркий пример оккупации со стороны Грузии – это Уиста. Вопросы, которые поднимаются на Женевской площадке, должны основываться на справедливости. Если будет справедливый подход, никаких проблем ни на границе, ни рядом не будет никогда», – считает президент.
Сопредседатель от ООН Джихан Султаноглу согласилась с мнением коллег о важности формата МПРИ.
«Мы чувствуем приверженность всех участников к формату. Как посредники мы прилагаем все усилия, чтобы по ключевым вопросам Женевских дискуссий был прогресс. Неприменение силы и международная безопасность - являются ключевыми вопросами формата. И так как у каждой стороны свое видение и мнение, мы выступаем в качестве новаторов и ищем новые способы для достижения прогресса. Мы рассчитываем на желание всех участников сотрудничать с нами в поиске инновационных путей для постепенного, но результативного решения вопросов, и параллельно ищем способы благосостояния жителей проживающих на местах», – разъяснила она.
Дипломат добавила, что они настроены на результативные дискуссии, чтобы хотя бы через год был достигнут прогресс.