Около года на улице Целинников Цхинвала работает центр нейрокорреции" Прогноз". В его составе - детское отделение, где лечат разные формы задержки развития, проводят реабилитацию ДЦП, и взрослое отделение, занимающееся болезнями позвоночника. Это первый центр нейрокоррекции в Южной Осетии и об итогах года деятельности интервью "Рес" с руководителем центра, врачом-неврологом РММЦ Ириной Догузовой
- В период эпидемии информационно отошли на второй план другие заболевания. В том числе сердечно-сосудистые, которые были на первом месте по смертности во всех странах мира...
- Они и сейчас на первом месте по смертности, значительно опережая смертность от коронавируса. Кроме того, и среди выживших после инсульта, 80 процентов остаются инвалидами, порой в достаточно еще молодом, работоспособном возрасте. В эпидемию коронавирусной инфекции прослеживается тенденция к снижению количества инсультов в Южной Осетии. Что закономерно. Люди слышат об особенностях коронавируса, его осложнениях, факторах риска, поэтому держат под контролем артериальное давление, протромбин, холестерин, уровень сахара в крови, сдают анализы, принимают антикоагулянты, станины. Таким образом снижают факторы возникновения инсульта. В то же время, у значительной части пациентов пожилого возраста, заболевших коронавирусом, случается инсульт, который часто становится причиной смерти...
- От чего зависят летальность от инсульта и риск инвалидности?
- От вида инсульта - ишемический и геморрагический, участка головного мозга, который был поражен, ряда других факторов и, разумеется, от оперативности оказания медицинской помощи. Врачи называют первые 4-6 часов после инсульта «золотым временем»: если больной попадает в стационар на этом этапе, у него больше шансов не только выжить, но и вести нормальную жизнь после выздоровления. Бывает так, что единственным выходом является оперативное вмешательство, у нас такие операции не делаются - мы переправляем за пределы республики. Если показано медикаментозное лечение, то время его начала в большинстве случаев бывает решающим фактором.
- А с какого периода показана реабилитация?
- Кроме особо тяжелых случаев - уже в реанимации, практически сразу же.И в этом случае время играет определяющую роль - лечебная физкультура, массаж. И после реабилитация носит длительный характер и от нее зависит возвращение к нормальной жизни.
- В РМЦЦ проводятся все эти необходимые реабилитационные процедуры - и в реанимации и после?
- Проводятся, может быть, пока в недостаточной степени, но проводятся.
- Не менее распространенные заболевания - позвоночника? Насколько актуальна эта проблема в Южной Осетии?
- Проблемы с позвоночником буквально у каждого второго. Причем, в молодом возрасте, у детей - в этом случае речь идет о сколиозе. Грыжи, протрузии, артроз позвонков, сколиоз у взрослых и т.д...Постковидные обострения в виде болей в спине.
- Эти заболевания тоже лечат в отделении неврологии РММЦ?
- Мы госпитализируем только с острым болевым синдромом и снимаем синдром. В основном, лечение амбулаторное в поликлинике, в отделении физио-терапии.
- А как возникла идея создания центра нейрокоррекции?
- Изначально центр задумывался, как центр коррекции для детей с задержками развития. Это была проблема, с которой столкнулась я сама, и, как потом оказалось, многие мамы. Поиск решения проблемы и привел к созданию центра. У нас в республике даже детский невролог появился только в последние два года. Нет узкопрофильных специалистов для работы с детьми с задержкой развития, аутизмом, ДЦП. Есть новые методики, аппараты, о которых у нас многие и не слышали. Родители вынуждены выезжать в Санкт-Петербург, Москву, другие города, даже при квотах это затратно. Я прошла обучение ( и делаю это на постоянной основе), которое французы, поставляющие оборудование и разработавшие методику, проводят в Москве именно для врачей-неврологов. Оборудование они продают только с таким условием. Таких обучающих программ было несколько, они продолжаются.
- Центр работает год, можно ли говорить об успехах?
- Безусловно. Могу сказать,что с задержкой в развитии мы справляемся полностью. В случае с ДЦП все зависит от того - насколько рано начали заниматься ребенком и во многом от родителей. Понимаю, что финансово не всем доступно лечение, несмотря на то, что у нас цены в 10 раз меньше, чем в аналогичном центре Санкт-Петербурга и в три раз меньше, чем во Владикавказе. Многих детей лечим совершенно бесплатно - интернатовских или по минимальным расценкам, если дети из социально-незащищенных семей.
- А лечение заболеваний позвоночника - параллельная программа?
-Да, в этой области центр работает полгода, на самом современном английском оборудовании. Методики лечения не стоят на месте, совершенствуются. Лечат у нас не только позвоночник, но и постравматические синдромы, заболевания суставов.