10 декабря международное правозащитное сообщество и все, кто не принадлежит к правозащитникам, но кому дорог Человек как великий феномен Мироздания, отмечают День защиты прав человека. В Южной Осетии традиционно большое внимание уделяется соблюдению прав и свобод человека и развитию демократических институтов. Конечно, во всех государствах, в которых есть законы, имеют место и нарушения законов, и нарушения прав человека, и судебные ошибки, и разная степень свободы принятия судебных решений. Однако надо стремиться к неукоснительному соблюдению и законов, и прав человека.
Создаются условия для развития гражданского общества, в том числе и неправительственных организаций, действующих в различных сферах. Парламентом Южной Осетии еще в начале 2000-х принят закон об общественных организациях и о некоммерческих организациях, благодаря которым они имеют возможность полноценно осуществлять свою деятельность.
С большим успехом в 2007 году в Южной Осетии прошел международный кинофестиваль «Я человек» организованный фондом Генриха Белля с участием неправительственных организаций РЮО, где показывались фильмы и широко обсуждалась проблематика соблюдения и защиты прав человека в конфликтных зонах.
Республика Южная Осетия стремиться построить правовое демократическое государство согласно общепризнанным нормам международного права, где признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. В этом вопросе большое значение имеет и соблюдение прав задержанных и заключенных. В свое время, будучи молодым журналистом, я в интервью поставил перед генеральным прокурором вопрос: позволяет ли пытки законодательство Южной Осетии, и если нет, то почему они имеют место? Также на страницах государственной печати написал ряд статей против жестокого обращения с задержанными и заключенными. Вопрос защиты прав человека – это обязанность не только чиновников, но и журналистов и каждого гражданина.
К сожалению, делу реализации прав человека нанесла большой ущерб многолетняя перманентная агрессия Грузии, на что особо хотел бы обратить внимание. Жители Южной Осетии до 2008 года, пока часть территории Южной Осетии была временно оккупирована грузинскими захватчиками, сталкивались с непрекращающимися фактами нарушения прав человека, целенаправленно осуществляемыми властями Грузии в отношении граждан Республики и осетин которые проживают в Грузии. К сожалению политика террора против осетин не нашла должной оценки со стороны мирового сообщества. Действия грузинских спецслужб, незаконно присутствующих на территории зоны конфликта, вопреки соглашениям, достигнутым сторонами, стали в тот период основной угрозой безопасности и стабильности во всем регионе.
Власти Южной Осетии в тот период предлагали грузинской стороне сотрудничество в сфере правоохранительных органов. Однако из-за нежелания грузинских властей идти на сотрудничество или пресекать и расследовать имеющиеся факты нарушения прав населения зоны конфликта, что часто совершалось работниками правоохранительных органов Грузии против осетинского населения, оставались без должной оценки.
Граждане Южной Осетии насильно захватывались правоохранительными органами Грузии, им предъявлялись ложные обвинения в преступлениях, которые они не совершали, судебные процессы проводились с грубейшими нарушениями процессуальных норм. Адвокаты бывали ограничены в возможностях проводить полноценную защиту своих подзащитных.
Осетинское население Грузии и так оставшееся немногочисленным после массового изгнания в 1991-1992гг. не имеет возможности обучаться на родном языке, так как в Грузии повсеместно закрывались осетинские школы, как это произошло в последнее время в с. Болкви Лагодехского района Грузии.
С 2001 года на участке ТрансКАМа проходившем через грузинские села, где были установлены незаконные посты грузинской полиции, производилось противоправное задержание проезжающего транспорта, люди подвергались допросам, унижающему человеческое достоинство обращению. Их личные данные вносились в компьютерную базу данных Грузии, снимались ксерокопии с их паспортов и других документов, удостоверяющих личность. Помимо этого люди подвергались оскорблениям и угрозам.
Особо хочу подчеркнуть, что все преступления, совершенные грузинскими полицейскими как против мирных жителей осетинской национальности, так и против миротворцев, находившихся под международной защитой, остались безнаказанными, в том числе и убийство осетинских миротворцев 12 октября 2004 года. Более того, за это преступление убийцы получили высокие правительственные награды из рук президента Грузии Михаила Саакашвили, которого сейчас сами же держат в тюрьме, и по его словам, таскают за ноги и бьют по шее.
Вместо реального урегулирования власти Грузии создали альтернативные структуры, которые якобы выражают мнение народа Южной Осетии, тем самым, проявляя неуважение к мнению жителей Южной Осетии, избравших демократическим путем свое руководство.
На основании статьи 4 Соглашения «О принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта» (г. Дагомыс, 24 июня 1992г.) стороны были обязаны обеспечивать условия для оказания гуманитарной помощи населению, и признали недопустимым применение экономических санкции и блокады. Однако десятки сел в Ленингорском и Цхинвальском районах Южной Осетии, где дорога проходила через территорию Грузии, месяцами находились в состоянии блокады, осуществляемой по указу президента Грузии М. Саакашвили, в результате чего в данные села не пропускали медикаменты, продукты питания и предметы первой необходимости, гуманитарной помощи в том числе и для детей, что было грубейшим игнорированием Международного гуманитарного права.
Грузия.... какие только убийцы, бандиты и нацихари не возглавляли. Один – Гамсахурдиа, сидел до президентства, другой – Саакашвили – сидит после президентства.
Приводим некоторые факты нарушения прав осетин Грузией в одном отдельно взятом наугад историческом периоде в рамках 2007 года. Тогда резкое усиление напряженности в зоне грузино-осетинского конфликта вызвало также выставление незаконных постов МВД Грузии, не согласованных с СКК и командованием ССПМ на дорогах у населенных пунктов Эргнет, Авнев, Дван, Хеит, Тамарашен и др. Работники отделения связи Ленингорского района не имели возможности доставки почты и периодической печати, так как на посту грузинской полиции у с. Ергнети, через который проходит дорога, почтовые отправления, газеты и журналы были конфискованы и сожжены на месте. Сотрудник международной организации «Норвежский совет по беженцам» В. Гулиев для проведения технического обслуживания автомобилей вместе со своим сослуживцем Т. Наниевым выехали в г. Гори и были задержаны грузинской полицией. После некоторых разбирательств их отпустили. Однако по неизвестным им причинам машины им не вернули.
Очередной вопиющий случай противоправной деятельности грузинской полиции имел случай 28 марта 2007 года. На полицейском посту в н. п. Ергнет, был остановлен и возвращен обратно житель с. Бикар Цхинвальского района Дудаев Ефим Багратович, который для организации похорон своей матери вез из г. Цхинвал два мешка муки и гроб. Угрожая Дудаеву Е.Б., полицейские предложили приобрести все необходимое для похорон в г. Гори.
И таких примеров множество. Для Грузии стало нормальным явлением похищения осетин и военнослужащих Смешанных сил по поддержанию мира в зоне конфликта, как это имело место 29 августа 2007 года, когда в результате спецоперации грузинского МВД были похищены миротворцы осетинского батальона В. Валиев и А. Хачиров, что является грубейшим нарушением международного права.
Особо циничным нарушением прав человека был незаконный захват сельскохозяйственных земель, принадлежащих осетинским крестьянам. В частности, в районе с. Земо-Кере грузинская сторона (жители с.Дисев) силовым способом распахивают земли принадлежащие Коркулинскому крестьянскому хозяйству (осетинской стороне).
Настоящим бедствием для города Цхинвал и части жителей Южной Осетии являлось намеренное разрушение грузинской стороной магистрального водовода Едис-Цхинвал с 24 мая по июнь 2007 г. в районе грузино-населенных сел Тамарашени-Кехви, оккупированных грузинскими вооруженными формированиями, в результате чего перестала поступать питьевая вода.
Учитывая необычно сильную жару, которая достигала 35 градусов особенно критическое положение сложилось в Цхинвальской больнице, детских и иных медицинских учреждениях, детских садах, образовательных учреждениях, пансионате для престарелых, что создало реальную угрозу возникновения инфекционных заболеваний и могло привести к гуманитарной катастрофе.
На указанном участке водовода в 2007 году выявлено несколько десятков врезок. Трудности доступа к водоводу усугублялись тем, что как сама линия водовода, так и территория, находящаяся в непосредственной близости, была самовольно занята местным грузинским населением под сады и огороды. Кроме того, данная территория в тот период контролировалась подразделениями МВД Грузии, которые по указанию из Тбилиси в крайне агрессивной форме не пропускали ни ремонтные бригады Цхинвальского водопровода, ни миротворцев к месту проведения проведении ремонтных работ.
Грузинская сторона «объясняла» свое поведение «необходимостью» орошать принадлежащие им земельные участки. Наши многочисленные обращения Юго-Осетинской части СКК как к грузинскому руководству, так и международным организациям в связи с гуманитарной катастрофой из-за перекрытия водовода остались без внимания.
А разве обстрелы мирных населенных пунктов не являются нарушением прав человека?!.
Разнузданная осетинофобская политика, проводимая руководством Грузии, логически закончилась полномасштабной военной агрессией в августе 2028 года, но Россия пришла на помощь народу Южной Осетии, пресекла нарушения прав человека и спасла от полного уничтожения. Сегодня в Южной Осетии Россия ведет масштабный процесс восстановления и развития.
А Грузию неуважение к правам человека привело к краху.