Председатель ЦИК Южной Осетии Эмилия Гагиева выступила накануне с заявлением, в котором указала на то, что член Центризбиркома Игорь Чочиев написал в КГБ заявление о пропаже подписных листов в поддержку одного из кандидатов в президенты, что, по ее словам, не соответствует действительности. В свою очередь, член ЦИК Игорь Чочиев выступил с ответным заявлением, отметив, что речь шла не об утрате документов, а о подлоге.
"16 марта 2022 года, около 9 часов вечера в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия прибыли сотрудники Комитета государственной безопасности, предъявившие Постановление от 16.03.2022 о производстве обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (далее-Постановление), подписанное председателем комитета.
В указанном документе, в частности, говорится, что 16 марта 2022 года в вышеуказанный комитет поступило письменное заявление от члена ЦИК Чочиева Игоря Гедевановича о том, что 15 марта 2022 года из моего служебного кабинета были утеряны подписные листы, собранные в поддержку кандидата на должность президента Республики Гассеева Ибрагима Алимбеговича, находящиеся в папке №3, а именно: подписные листы №№46-53, №62, №64, а также №№17-43", - говорится в тексте заявления главы ЦИК.
Гагиева отметила, что исходя из текста постановления, Чочиев утверждает, что указанные подписные листы 14 марта находились в ее сейфе, "однако 15 марта при проверке членами ЦИК документов, представленных в комиссию, указанные подписные листы обнаружены не были".
"По сообщению Чочиева И.Г. собранные в указанных подписных листах подписи были признаны недействительными, так как в нарушение части 2 статьи 30 Конституционного закона Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» собирались членами территориальных избирательных комиссий.
Согласно тексту постановления, в моих действиях и действиях секретаря ЦИК Авлоховой К.И. усматриваются признаки преступления, предусмотренного статьей 92 и статьей 142 УК РФ, действующего в Республике Южная Осетия. По указанным обстоятельствам сообщаю следующее. Как известно, в поддержку кандидата на должность президента необходимо собрать не менее 3500 подписей. Подписные листы в поддержку выдвижения Гассеева И.А. (как и подписные листы остальных кандидатов на должность президента) 7 марта 2022 года были направлены в Министерство внутренних дел Республики для проверки достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и подписей избирателей, и проведения почерковедческой экспертизы, поскольку вопрос о регистрации кандидата на должность президента решается исключительно при наличии запрашиваемых сведений", - говорится в заявлении Гагиевой.
Она добавила, что письмом от 12 марта 2022 года №39/63/1-436 врид министра внутренних дел Пухаевым М.Д. в ЦИК были направлены следующие документы:
— справка об исследовании за №48 на 20 листах;
— подписные листы в количестве 714 шт. в поддержку кандидата в Президенты РЮО Гассеева Ибрагима Алимбеговича;
— копия итогового протокола по сбору подписей на 17 листах;
— справка по итогам проверки по базе УПВС МВД РЮО от 11.03.22 года на 5 листах.
"Следует отметить, что указанный пакет документов направляется из МВД в ЦИК в опломбированном виде и вскрывается членами ЦИК только в присутствии уполномоченных представителей кандидата на должность президента. Это и было сделано 12 марта 2022 года в зале заседаний ЦИК. Открыв пломбу, члены ЦИК предоставили подписные листы уполномоченным представителям кандидата на должность президента Гассеева Ибрагима Алимбеговича, которые, в свою очередь, имели возможность детально ознакомиться с письмом №39/63/1-436 врид министра внутренних дел Пухаевым М.Д. и сверить данные. 13 марта 2022 года к изучению справки об исследовании за №48 и подписных листов, собранных в поддержку Гассеева Ибрагима Алимбеговича приступили члены ЦИК. Обращаю внимание, что в тот и последующие дни, обработка подписных листов происходила в рабочем кабинете членов ЦИК. Я не храню подписные листы ни в своем кабинете, ни в личном сейфе! Указанный факт подтвердят все члены ЦИК, и даже Игорь Чочиев, который 16 марта 2022 года при обследовании помещений ЦИК в присутствии сотрудников комитета даже настаивал на том, что не указывал в своем заявлении о хранении подписных листов в моем сейфе и лично ко мне претензий не имеет. Вразрез указанным в своем заявлении подозрений, Чочиев заявлял, что подписные листы были заменены в кабинете членов ЦИК, а не в моем кабинете с сейфом", - говорится в заявлении главы ЦИК.
Гагиева отметила, что "особое недоумение вызывает то, что ни 13-го, ни 14-го, ни 15 марта 2022 года (в день заседания ЦИК на котором рассматривался вопрос регистрации кандидатов на должность президента), ни 16 марта 2022 года (до 21:00) от Чочиева И.Г. не поступали жалобы о пропавших подписных листах, это не было озвучено и на заседании ЦИК".
"Решение об отказе в регистрации кандидатом на должность президента Гассеева И.А. не содержит сведений о пропавших или замененных подписных листах. Как отмечалось ранее, 16 марта сотрудниками КГБ были обследованы помещения ЦИК. Подписные листы в поддержку выдвижения кандидата на должность президента находились в помещении членов ЦИК и были изучены всеми присутствующими. Среди подписных листов в папке №3 отсутствующих (все листы нумеруются) листов не оказалось. При этом, необходимо дополнить, что только подписные листы Гассеева И.А. вызывали с первого дня особый интерес у большинства членов ЦИК, их изучение не прекратилось и в день рассмотрения вопроса о регистрации кандидатов. На сегодняшний день сотрудниками комитета изъяты папка №3 с подписными листами, собранными в поддержку выдвижения кандидата на должность президента Гассеева И.А. и записи с камер видеонаблюдения ЦИК, проводятся соответствующие мероприятия. Ответственно заявляю, что в своей работе действую исключительно в рамках действующего законодательства. Ни от кого не получала взятки и не подвергалась подкупу. Людям с больным и скудным умом сообщаю, что не отступлюсь от справедливых и законных решений вопреки предпринимаемым вами действиям", - заявила глава ЦИК.
Член ЦИК Республики Игорь Чочиев выступил в воскресенье с ответным заявлением, подчеркнув, что подлог избирательных документов является преступлением.
"19 марта 2022 года на сайте Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия появилось обращение Председателя ЦИК РЮО Гагиевой Э.Р. к гражданам Южной Осетии.
В данном обращении говорится, в частности, что 16 марта 2022 года в адрес КГБ Республики поступило заявление от меня, члена ЦИК с правом решающего голоса Чочиева И.Г. о том, что 15 марта из служебного кабинета Гагиевой были утеряны подписные листы в поддержку кандидата на должность Президента Гассеева И.А. Хочу сразу же пояснить, что подлог документов произошел в служебном кабинете рабочей группы.
Однако, в своем заявлении я указывал не на утрату подписных листов Гассеева И.А., а на подлог документов (а именно – на замену некоторых подписных листов из Папки №3 – из числа подписных листов, собранных членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса Кочиевой Вильмой Солтановной и Таймазовой Фросей Сергеевной – подписными листами, собранными другими сборщиками).
Очевидно, что целью такой замены (подлога) являлось уменьшение числа подписей, которые должны быть признаны недействительными в силу того, что сбор подписей членами избирательных комиссий запрещен. Очевидно также, что указанное действие совершено в интересах только одного кандидата – в поддержку которого данные подписи собирались.
Именно об этом – о совершенном подлоге в избирательных документах с целью фальсификации выборов – я и заявил в органы, чьей обязанностью является государственная безопасность", - сказал он.
Чочиев добавил, что председатель ЦИК в своем обращении дала понять, что не считает себя ответственной за подлог, который был совершен в помещении ЦИК, и что она – Председатель ЦИК не несет никакой ответственности за сохранность избирательной документации, находящейся в помещениях ЦИК (полагая, видимо, что такую ответственность должен нести кто-то другой).
"Удивляет недоумение Председателя ЦИК, что я не обращался к ней с жалобами на пропавшие подписные листы. Могу сказать только, что я, в отличие от Председателя ЦИК, полагаю, что подлог избирательных документов является преступлением и что только правоохранительные органы могут рассматривать вопрос о наличии или отсутствии состава преступления. Именно поэтому я обратился не в ЦИК, а в орган, в чью компетенцию входит вопрос о расследовании преступлений. Я не считал и не считаю необходимым обращаться с заявлением о совершении преступления на имя Председателя ЦИК, поскольку проверка, в первую очередь, должна проводиться в отношении ее самой (как должностного лица, ответственного за организацию деятельности ЦИК)", - говорится в тексте заявления.