31 мая – День образования подразделений по делам несовершеннолетних. В системе органов внутренних дел функционирует подразделение, которое работает непосредственно с подрастающим поколением, занимается вопросами трудновоспитуемых детей из неблагополучных семей.
К работе Отдела по делам несовершеннолетних ГУВД Южной Осетии приковано особое внимание, причем не только со стороны руководства ведомства, но и со стороны родителей и учителей, да и общества в целом. Ведь в любом развитом государстве вопросам воспитания подрастающего поколения уделяется особое внимание. Дети – будущее любого государства.
Уже много лет ведомство возглавляет Лали Гатаева. Свою трудовую деятельность она начала в этой системе в далеком 1993 году, дослужилась до начальника отдела в звании полковника. Она знает все о подростковой преступности, прекрасно знакома со спецификой деятельности, и ей не составляет труда найти правильный подход к каждому подростку.
В интервью ИА «Рес» Лали Гатаева рассказала о современных привычках молодого поколения, коснулась трудностей в работе и раскрыла секрет, почему в ведомстве работают только женщины.
– Лали Руслановна, расскажите, какая сложилась обстановка с подростковой преступностью в Южной Осетии? И наблюдается ли положительная динамика по сравнению с предыдущими годами?
– Однозначно, картина в сфере подростковой преступности меняется в лучшую сторону, с каждым годом наблюдается положительная динамика, уменьшается количество, меняется характер преступлений. Снижение количества преступлений я могу увязать с загруженностью подростков. После войны августа 2008 года в Южной Осетии построены спортивные комплексы, открыты различные спортивные секции, в республике работают кружки для дополнительного образования и досуга. Сегодняшняя молодежь понимает, что без хорошего образования им будет сложнее найти себя в жизни, т.е. статус образованного человека очень возрос в обществе.
Но открытым остается вопрос нравственного развития подростков: межличностное общение, манера разговора и т.д. Часто на улицах города, мы становимся свидетелями, когда подростки матерятся, курят сигареты, употребляют алкогольные напитки и т.д. И с такими фактами должны бороться не только инспекторы, но и все общество. Людям надо проявлять активную гражданскую позицию в таких вопросах, быть соучастными в устранении пороков общества.
– И в чем вы видите выход?
– Необходимо проводить профилактическую работу, встречи и беседы с учащимися, причем, надо начинать с первых классов, рассказывать им, что такое хорошо, что такое плохо, как вести себя в общественных местах, как общаться друг с другом и т.д. Всегда надо учитывать: подросток дома, на улице и в школе – это три разных человека. Многие связывают асоциальное поведение подростка с переходным периодом. Но я с этим не согласна. Основа личности ребенка формируется только в семье, именно родители должны уделять пристальное внимание воспитательному процессу своего ребенка. Сегодня же, к сожалению, мы часто наблюдаем такую картину, когда дети предоставлены сами себе, родители выбирают только легкие пути в воспитании, лишь бы ребенок им не мешал. Не надо забывать, что воспитание – прерогатива родителей! С другой стороны, профилактическая работа должна носить системный характер, так как одноразовые акции результата не дают. Профилактика – это главное в нашей работе, и мы уделяем этому процессу максимальное внимание.
– Какие вредные привычки остались в подростковой среде?
– Классикой жанра среди преступлений во все времена остаются кражи. Однако, время привносит новшества, и из тех, которые я наблюдала в первые годы своей трудовой деятельности, ничего не осталось. Главными сегодня являются телефон и интернет!
В моей практике были единичные случаи употребления подростком марихуаны. И это не связано с благополучием или неблагополучием семьи. Здесь больше надо исходить из того, в какой среде общается подросток. Много случаев, когда подростки чтобы не выделяться среди своих сверстников, или самоутвердиться среди них, начинают употреблять различные запрещенные вещества. Но таких фактов тоже становится меньше. С каждым годом наблюдается положительная динамика. А это показатель совместного труда представителей компетентных органов.
Нам удалось многого добиться, и, в первую очередь – снижения преступности и правонарушений. Об этом говорят и статистические данные.
– Сколько семей поставлено на учет в этом году?
– В этом году пока никого на учет не поставили, но документы одной семьи направлены в Комиссию по делам несовершеннолетних при администрации города Цхинвал. Ждем решения. В целом, на данный момент, на учете состоит 18 семей, в этом году сняли уже две семьи. Родители в таких семьях не только уклоняются от воспитания, но и совершают различные правонарушения в отношении несовершеннолетних.
– А как выявляете неблагополучные семьи?
– Мы получаем сигнал от неравнодушных людей, проверяем достоверность информации, и, если подтверждается, что семья действительно неблагополучная, проводим с ней профилактическую работу. На исправление ситуации даем им определенный срок. Но когда, например, в течение месяца (максимум) никаких изменений не происходит, мы собираем необходимый материал и передаем его в Комиссию при городской администрации, которая их изучает и после принимает решение – ставить семью на учет или нет. В определенных случаях мы и сами имеем право поставить семью на учет.
– С какой периодичностью инспектор посещает социально – неблагополучную семью? И наблюдаются ли положительные изменения с каждым их приходом?
– Практически каждый день они навещают семьи, и в основном, с каждым их приходом они улучшают свой образ жизни. Но если человек увлекается алкоголем, а, как известно, женский алкоголизм практически не излечим, то и профилактика не помогает. Под нашим присмотром две такие семьи. Инспекторы неблагополучными семьями занимаются до тех пор, пока дети не становятся совершеннолетними. И, если к тому времени семья не исправляется, она попадает под пристальное внимание участкового. То есть, от контроля сотрудников правопорядка они не избавляются.
– «22:00. Ваши дети дома?» Как решаете эту проблему, и насколько она остро стоит в югоосетинском обществе?
– Эта проблема актуальна во все времена и, особенно, – в период школьных каникул. Потому она не сходит с повестки дня Отдела по делам несовершеннолетних. К сожалению, в Южной Осетии нет закона, регламентирующего этот вопрос. Конечно, мимо подростка на улице после 22:00 ни один сотрудник правопорядка не проедет. И, если они попадают в поле зрения, то вызываются родители, после чего подросток доставляется в ГУВД. Но наказать родителя и применить к нему административную ответственность мы не можем из-за отсутствия законодательных рычагов воздействия. Очень надеемся, что этот вопрос найдет положительное решение со стороны соответствующих органов.
Другим вопросом, требующим безотлагательного решения, является открытие детской комнаты, куда можно определить, в случае необходимости, малюток из неблагополучных семей. Об этом мы говорим не первый раз, даже предлагали даже организовать две комнаты на базе школы-интерната.
– В чём состоит сложность вашей работы?
– Работа действительно сложная. Мы обязаны быть и преподавателями, и психологами, и, если надо, то и «вторыми мамами». Многие родители и сами не могут найти подход к своим детям, а с нас и требуют, и обвиняют во всем. Но каждый инспектор знает, куда идет, и готов к любым трудностям. Каждый рабочий день начинается с летучки, на которой не устаю говорить: работать в рамках закона и никогда не переходить грань дозволенного, быть с детьми предельно корректными; и категорически недопустимо приводить несовершеннолетнего в органы правопорядка без родителей. Каждый инструктор нашего управления понимает всю ответственность, и могу заверить всех, что они выкладываются на работе на все 100%.
– Как можно описать обычный рабочий день, и что вас больше всего расстраивает в работе?
– Рабочий день у нас не нормированный. Тебе могут позвонить в любое время суток. Здесь – все равны, нет гендерного неравенства. Если человек не может принять специфику работы, то ему следует сменить и профессию. Форс-мажорных ситуаций бывает часто, и потому не можем расписать точный график работы. Но всё же составляется план рейдовых мероприятий. Ежеквартально, а при необходимости – и ежемесячно, совместно с участковыми и патрульно-постовой службой, проводим рейды в местах скопления молодежи. Только совместными усилиями мы сможем противостоять сегодняшним негативным вызовам. По отдельности ничего не достигнем. Не надо искать виновных, черствое отношение друг к другу и порождает халатность и безразличие.
Расстраивает, когда не по своей вине не можешь поменять ситуацию! И таких моментов бывает достаточно часто, к сожалению.
– Кто он, инспектор по делам несовершеннолетних?
– Человек, который должен любить детей, человек ответственный и требовательный к самому себе.
– Расскажите о сотрудничестве с Уполномоченным по правам детей при президенте.
– У нашего отдела сложилось очень тесное взаимодействие с детским омбудсменом, нас объединяет единый фронт работы. Татьяна Цховребова – очень грамотный и компетентный человек, хорошо знакома со сложившейся ситуацией и во всем поддерживает, помогает нам. Мы вместе ищем пути выхода из сложных ситуаций, постоянно проводим различные акции, оказываем помощь малоимущим семьям и многое другое.
– Последнее время мы наблюдаем не совсем относящую к вашему отделу работу – благотворительность. Кому вы помогаете, и кто они, ваши спонсоры?
– В этом деле огромную роль играют отдельные неравнодушные люди. Проявляя милосердие и гуманность они каждый раз остаются «за кадром», не хотят светиться. Одна из них – Зарина Губиева. При ее непосредственной поддержке мы смогли оказать помощь малоимущим семьям, и раздали им более 150 пар кроссовок. Многие из них не хотят, чтобы мы о них говорили. С Татьяной Цховребовой провели пасхальную акцию. И мы намерены продолжать эту работу. Кстати, МВД и само периодически оказывает помощь малоимущим по всей республике. Это очень важно.
– Ваши пожелания коллегам?
– В первую очередь крепкого здоровья моим дорогим инспекторам, терпения, профессионального роста, быть справедливыми и честными, проявлять милосердие и благородство в любой ситуации.