Принятие Акта о государственной независимости Южной Осетии 29 мая 1992 года стало самым серьезным шагом на пути к достижению свободы и суверенитета, заявил «Рес» депутат первого созыва, политолог, советник министра экономического развития РЮО Геннадий Кокоев.
По его словам, невозможно переоценить значение этого дня для Южной Осетии.
«Это было единогласное решение, двух мнений быть просто не могло», - подчеркнул Кокоев.
Депутат первого созыва напомнил о событиях, которые предшествовали 29 мая.
«Это трехлетнее жесткое противостояние с тбилисским режимом, который вследствие распада единого государства - СССР, неожиданно для себя получил государственность, - сказал Кокоев.- Этот режим с самого начала демонстрировал свою абсолютную нетерпимость к национальным меньшинствам и автономным образованиям, которые находились в составе Грузинской ССР».
Кокоев назвал некорректными и неверными суждения о том, что Южная Осетия когда-либо входила в состав Грузии.
«Это в корне неверно, потому что Юго-Осетинская автономная область входила в состав Грузинской ССР, которая, в свою очередь, находилась в составе Союза Советских Социалистических Республик, - уточнил политолог. – А Южная Осетия в состав независимого отдельного грузинского государства не входила никогда, такого периода в истории не было».
Кокоев отметил, что учитывая весь негативный опыт, «южные осетины отчетливо понимали тогда и понимают сейчас, что в одном едином грузинском государстве проживать с грузинами практически невозможно».
«Начиная с 1989 года, когда началась активная фаза противостояния Южной Осетии с Грузией, руководство и вновь избранный 8 декабря 1990 года Верховный совет вынужден был предпринимать шаги, которые вели к независимости от новоявленного грузинского государства, - заметил Кокоев. – После Беловежского сговора в декабре 1991 года и окончательного распада советского государства стало ясно, что никто нам помогать не будет.
Именно тогда Верховный совет инициировал проведение всенародного референдума об определении будущего своей судьбы, на котором практически все население Южной Осетии проголосовало за независимость».
Собеседник агентства подчеркнул, что решение Верховного совета 29 мая 1992 года не было спонтанным.
«Наше решение не было проявлением воли определенной части людей, мы опирались на результаты волеизъявления всего нашего народа, и именно по итогам референдума 29 мая мы приняли Акт о государственной независимости Южной Осетии», - сказал он.
Кокоев напомнил, что 24 апреля 1992 года ельцинское руководство вывело из Южной Осетии полк внутренних войск России, который обеспечивал относительную стабильность и правопорядок в Республике.
«Май 1992 года был очень тяжелым месяцем для нас, - уточнил политолог. - Этот полк был выведен, и Южная Осетия осталась один на один с вооруженным до зубов, безжалостным и беспринципным врагом, чьей целью было именно уничтожение осетинского народа, - сказал Кокоев.- Через неделю после вывода этого полка, который возглавлял некий Барсуков, грузины пошли в прямую атаку с применением танков, артиллерии, тяжелых вооружений».
Депутат первого созыва подчеркнул, что 9 мая грузины начали очень серьезный штурм города.
«Наши подразделения самообороны отбили это наступление. Далее 20 мая произошла Зарская трагедия - бесчеловечный акт, который не имеет аналогов, - отметил политолог. - Тогда уже мы точно укрепились во мнении, что мы должны провозгласить Акт нашей государственной независимости, и потом уже всеми возможными способами - политическими, военными, дипломатическими и иными методами отстаивать нашу независимость, что мы и сделали в 1992 году».
По мнению Кокоева, 30 лет по историческим меркам - небольшой срок.
«Но время показало правоту депутатов Верховного совета первого созыва, и потом уже это стало основой того, что 26 августа 2008 года государственную независимость Южной Осетии признала Российская Федерация и ряд других стран», - сказал он.
Политолог подчеркнул, что депутаты знали, что «мы должны принять это решение и приняли его».
«Заседание вел заместитель председателя Верховного совета Чочиев Алан Резоевич, - уточнил Кокоев. - Не умаляя достижений и результатов работы Тореза Кулумбегова, нужно отметить, что основная идеяпринятия Акта независимости, и основным ведущим этого процесса был лидер «Адамон ныхас» Алан Чочиев. Его роль в этом деле переоценить невозможно».
Собеседник агентства отметил, что заседание длилось недолго, так как дискуссий по данному вопросу не возникало.
«Независимо от того, как сложится историческая судьба Южной Осетии, а я уверен, что она будет позитивной и положительной, младшее поколение должно знать, какой ценой нам доставалась эта свобода, - сказал Кокоев. - Она, поверьте мне, досталась нам очень тяжелыми испытаниями – тяжелыми людскими потерями. Материальные ресурсы были для нас несущественны. Мы знали что наше дело правое и мы боремся за свою свободу, не ущемляя, не унижая, не оскорбляя при этом ничьи чувства».
По мнению Кокоева, должна быть издана и внедрена к обучению в младших классах школ Республики книга по новейшей истории Осетии.
«Спросите молодых людей, знают ли они о таких именах, как: Алан Чочиев, Арон Пухаев, Олег Тезиев, Лариса Остаева, Ахсар Джигкаев? Для многих эти имена будут в новинку. И они не знают, что эти люди сделали», - сказал Кокоев.
Он отметил, что имена боевых ребят – Алана Джиоева, Валерия Хубулова, Ацамаза Кабисова молодое поколение помнит больше, чем политических деятелей.
«Имен этих ребят не должно коснуться забвение, но были и политические деятели, тот же Ацамаз Кабисов был зампредседателя Верховного совета уже второго созыва, и много других имен, - уточнил политолог. - Нас было 45 человек, тех которые приняли Акт о государственной независимости».
Депутат первого созыва Геннадий Кокоев добавил, что «основы нашей государственности должны опираться на прошлых достижениях».