14 июля 1992 года на территорию зоны грузино-осетинского конфликта, которая охватывала часть территории Южной Осетии и часть территории Грузии, были введены чеырехсторонние Смешанные силы по поддержанию мира и правопорядка (ССМП), вскоре переименованные в Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), также была образована Смешанная контрольная комиссия по урегулированию грузино-осетинского конфликта (СКК).
Как рассказал бывший руководитель информационно-аналитического отдела Министерства по особым делам РЮО и руководитель информационно-аналитического отдела Юго-Осетинской части международной Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта Инал Плиев, в состав Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта на равноправных началах вошли делегации России, Северной Осетии и Грузии. В работе СКК стала принимать и делегация ОБСЕ.
«Первоначально в состав СКК входили Россия, Северная Осетия и Грузия, - уточнил Плиев. - В 1994 году в СКК была приглашена Южная Осетия, которая согласилась принять это приглашение после некоторого сопротивления. Только после согласия остальных членов СКК предоставить ей равные права в рамках комиссии со всеми остальными сторонами-участницами, в том числе и суверенными государствами - Россией и Грузией, несмотря на отсутствие международного признания суверенитета и государственности республики Южная Осетия».
По словам Плиева, как и другие стороны, Южная Осетия была представлена в комиссии как Юго-Осетинская часть СКК.
«Это было первой значительной политической уступкой, которую удалось добиться Южной Осетии на международной арене в тот исключительно тяжелый период послевоенной разрухи и первых шагов по восстановлению и внутреннему развитию молодой обескровленной республики», - отметил Плиев.
Собеседник агентства рассказал, что всего в рамках СКК проведено 51 пленарное заседание, включая встречи Сопредседателей СКК, на которых подписано 50 Протоколов с решениями СКК (Протокол по итогам последнего, 51 заседания СКК грузинская сторона отказалась подписывать).
«В формате СКК также проводилась работа над рядом важных международных договоров, подчеркнул Плиев.- Это Российско-грузинские межправительственные соглашения 1993 и 2000 годов, Московский Меморандум о мерах по повышению безопасности и укреплению доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте 1996 года».
Плиев отметил, что в рамках механизма СКК функционировал и формат «четверговых встреч» – аналог нынешнего механизма по предупреждению и реагированию на инциденты.
«Кроме того, на заседаниях СКК рассматривались вопросы и принимались решения о строительстве домов для беженцев и вынужденных переселенцев, о ремонтно-восстановительных работах на различных объектах от школ и водоводов до улиц и газовых коммуникаций. СКК был и площадкой для переговоров по наиболее важным вопросам, вызывающим противоречия сторон», - заметил эксперт.
Собеседник агентства напомнил, что когда к власти в Грузии в результате розовой революции пришел Саакашвили, Грузия взяла курс на разрушение формата СКК и Смешанных сил по поддержанию мира.
«31 мая 2004 года в зону конфликта при поддержке военно-транспортной авиации были незаконно введены грузинские вооруженные формирования, уточнил Плиев. - После их вывода приблизительно через месяц Грузия начала провокации против военнослужащих российского и осетинского батальонов ССПМ. В 2004 году были совершены нападения на российских миротворцев, которые подвергались оскорблениям и избиениям, и на осетинских миротворцев, двое из которых которые были убиты после пыток в офисе МВД Грузии в Гори».
Плиев отметил, что попытки российской и осетинской сторон СКК перевести все возрастающую напряженность в русло переговорного процесса, наталкивались на открытый саботаж и провокации грузинских властей.
«Благодаря оперативно проведенным Юго-Осетинской частью СКК и руководством республики мероприятиям по дипломатическим каналам, в значительной степени удалось снизить интенсивность спровоцированного Грузией вооруженного противостояния 2004 года, - продолжил Плиев. - Однако Грузия демонстрировала всяческое пренебрежение механизмом СКК. Она также нарушала договоренности, достигнутые в рамках СКК в гуманитарной сфере. Неоднократно задерживались и удерживались по нескольку часов, даже на срок более суток, даже кареты скорой помощи с тяжело больными жителями Южной Осетии».
Собеседник агентства напомнил, что 22 января 2005 года грузинскими силовыми структурами было совершено похищение заместителя руководителя Юго-Осетинской части СКК Махара Гассиева, который, как член четырехсторонней Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта, руководитель рабочей группы по беженцам был наделен дипломатическим иммунитетом и пользовался правом свободного передвижения по всей территории зоны грузино-осетинского конфликта.
Похищенный был подвергнут запугиванию, избиению и бесчеловечному обращению.
«В рамках СКК была проведена встреча между Койоты и премьер-министром Грузии Жвания, в результате которой было пописано важное заявление, содержащее обязательства сторон, - сказал Плиев.- Вскоре после этого Жвания был убит в Тбилиси, и выполнение мирных договоренностей было сорвано».
Инал Плиев подчеркнул, что после увольнения Хаиндрава руководителем грузинской части СКК был назначен бывший заместитель министра иностранных дел Грузии Антадзе.
«На заседании СКК в Москве он открыто обвинил своего предшественника в непрофессионализме и заявил, что грузинская сторона не будет соблюдать ранее подписанные соглашения, - пояснил Плиев.- Дошло до того, что заседания СКК не проводились подолгу, а последние два протокола даже не были пописаны сторонами.
Грузия взяла курс на военную эскалацию, развязала военную агрессию, но Россия выполнила возложенную на нее в 1996 году самой Грузией и ОБСЕ роль гаранта мирного урегулирования и принудила Грузию к миру».
Собеседник агентства подчеркнул, что именно в момент начала агрессии и прекратила свое существование Смешанная контрольная комиссия. «Формально Министерство по особым делам РЮО, обеспечивавшее деятельность юго-осетинской части СКК, прекратило свою работу в ноябре 2008 года, и на его месте были созданы другие структуры уже по посконфликтному урегулированию, - добавил Плиев.