Сотрудники Юго-Осетинского научно-исследовательского института в ходе археологических раскопок на месте древнего городища Царциата собрали достаточно интересный материал, сообщил "Рес" директор ЮОНИИ Роберт Гаглойти.
По его словам, в основном обнаружены фрагменты керамики, кроме этого, выявлены некоторые факты, свидетельствующие о производстве железа, но пока все находки нуждаются в изучении, и только тогда можно давать более детальную и подробную информацию.
Артефакты Царциаты калак
Как говорит Гаглойти, некоторые фрагменты керамики, обнаруженные в ходе раскопок, датируются предположительно 6-8 вв. н.э., другие – 14-15 вв. Он напомнил, что в течение десяти дней сотрудники ЮОНИИ и несколько студентов ЮОГУ принимали участие в работах отдельного отряда в археологической экспедиции ЮОНИИ в селе Едыс.
«Проведение совместной экспедиции ЮОНИИ и ЮОГУ было обговорено заранее. В археологических работах должны были принимать участие три отряда: один должен был работать в селе Ачабет, второй - в селе Хетагурово, третий – в селе Едыс. Но из-за отсутствия финансовых средств не удалось реализовать намеченные планы. А археологические раскопки в городище Царциата проводились в основном на средства известного археолога, который и возглавил едисский отряд - Руслана Дзаттиаты», - рассказал директор ЮОНИИ.
Среди участников археологических раскопок - сотрудники ЮОНИИ Ирбег Маргиев, Яков Хетагуров, Ольга Пухаева, Алан Келехсаев, а также студенты ЮОГУ, которые ранее уже помогали археологам. Всего в отряде было семь человек. Хочется отметить, что большую помощь в раскопках оказали студенты. Среди них Роберт Гаглойти выделил Давида Тигиева и Александра Джиоева.
«Группа начинала работать рано утром. Погода в августе выдалась очень жаркой, и потому им приходилось делать перерыв в обеденный период, так как невозможно было работать под палящим солнцем», - отметил он.
Выполнили большой фронт работы
Говоря об археологических раскопках в городище Царциатов, Гаглойти пояснил, что в данном случае речь идет о расчистке одного из помещений городища, датируемого 14-15 вв. н.э.
«Конечно, работа была сложной. На этом месте много лет уже не проводились археологические раскопки, и приходилось пользоваться киркой, ломом и т.д. Отряд выполнил большой фронт работы. Первый раз на этом месте археологические работы проводил известный археолог Баграт Техов, после их продолжил Руслан Дзаттиаты. Тогда было легче работать. Сейчас территория городища полностью заросла, выросли деревья высотой до 7-8 метров, корни которых укоренились глубоко, что также затрудняет проведение археологических раскопок», - говорит директор ЮОНИИ.
Он считает, что для проведения археологических работ на этом месте необходимо было привлечь 5-6 рабочих и спецтехнику, чтобы расчистить исследуемую территорию до появления артефактов поселения. Кроме того, отметил археолог, над городищем Царциаты находится могильник, при городище были и погребения.
«И на этом месте также выросли большие деревья, и потому работы должны быть проведены с максимальной осторожностью, так как корневая система ушла глубоко в древние захоронения. То есть, по правилам, до начала проведения археологических раскопок рабочие два – три месяца должны были провести всю подготовительную работу. Тогда, вероятно, участники едисской группы смогли бы обнаружить сосуды и т.д. Но, к сожалению, для проведения всех необходимых работ при археологических раскопках нет средств», - пояснил Гаглойти.
Хорошая практика
Как заметил директор ЮОНИИ, для тех участников экспедиции, которые впервые принимали участие в раскопках, - это хорошая практика и определенный опыт.
«При этом, все они показали себя с хорошей стороны. Что касается дальнейших исследований в городище Царциата, то это вопрос остается открытым. Мы говорили с ректором ЮОГУ, который обещал предоставить в случае необходимости нужный инвентарь. Надеемся, что совместно с университетом, при участии в археологических работах студентов, у нас появятся и новые кадры в сфере археологии. Я сам был учеником известного археолога Баграта Техова и начал увлекаться археологией еще в студенческие годы. Так я и стал археологом», - подчеркнул Гаглойти.
По его словам, участники археологической экспедиции провели тщательную работу, и «первый блин оказался не комом».