Круглый стол на тему «Итоги 2022 года: основные тенденции и угрозы» прошел в четверг в медиа-центре «Ир» с участием представителей власти, политологов, экономистов и экспертов.
Дискуссия была насыщенной, спикеры проанализировали итоги практически всех сфер жизнедеятельности республики в ушедшем году.
Период геополитической турбулентности
Лидер партии «Фыдыбæстæ» Вячеслав Гобозов назвал 2022 год знаковым не столько для Южной Осетии, но и всего мира в целом. По его словам события, происходящие на Украине, давно переросли рамки специальной военной операции.
«И здесь можно уверенно согласиться с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, который сказал, что «что это война уже не гибридная, а настоящая, которую Запад долго готовил против России…». Экспертные оценки и прогнозы, касательно того, как закончится война, и к каким результатам они приведут весьма противоречивые, и во многом зависят от идеологических факторов, от занимаемых экспертами политических позиций. Очевидно одно – мир вступил в период геополитической турбулентности, который, думаю, закончится серьезными геополитическими изменениями политической карты мира», - считает он.
Гобозов добавил, что эти изменения будут накладывать отпечаток не только на внешнеполитические процессы, но и на развитие внутриполитической ситуации во многих государствах мира.
Фактор специальной военной операции, по мнению лидера партии, не только оказал определенное влияние и на ход президентской кампании в Южной Осетии, но и оказывает сегодня на внутриполитические тенденции в РЮО. Он уверен, что со временем это влияние будет только усиливаться.
Касаясь событий уходящего года в Южной Осетии, Гобозов основным назвал президентскую кампанию. «Ход и результаты президентской избирательной кампании 2022 года стоит, в том числе, оценивать и через те тенденции и результаты, которые были зафиксированы в последних парламентских выборах. И избиратель голосовал не только за смену власти, но и за отказ от авторитарных тенденций, от ситуации, когда все ветви власти находятся в руках одной партии. Кстати, такая же ситуация сложилась и в 2007 году после президентских выборов. Но это не помогло этой партии через два года на парламентских выборах. Двух лет югоосетинскому избирателю было достаточно, чтобы понять неприемлемость для себя политической однополярности, однопартийного доминирования», - считает он.
По его словам, югоосетинские президентские выборы всегда отличает кризисность, которая по ходу рождает завышенные требования общества к будущему избраннику. Причем, говорит он, чем острее кризис, тем планка требований становится выше.
«Теряется ощущение реальности и от человека общество иногда требует большего, чем вообще возможно делать. Другая особенность – наша государственная система власти не умеет работать в автоматическом режиме, она ориентирована на личность…», – отметил политик.
Он добавил, что сегодня важно то, какие выводы сделает действующая власть, тем более, сейчас президенту приходится уделять много времени т.н. вопросам оперативного характера.
«Текучка серьезно затягивает и заслоняет необходимые стратегические шаги. Думаю, сегодня наступил тот период, когда действующей власти пора перейти к шагам стратегического характера, и действовать в условиях определенного стратегического цейтнота», - добавил экс-депутат.
Гобозов подчеркнул, что ситуация в мире кардинально изменилась и в этом плане необходимо внимательно отслеживать тенденции и во время делать соответствующие шаги. Кроме того, уточнил он, в сегодняшних условиях для югоосетинского народа важно единство, основывающееся на внутриполитическом диалоге. И в этом плане было бы правильным организовать на практике идею Алана Гаглоева о правительстве национального единства.
Национальный консенсус
Начальник информационно – аналитического управления администрации президента Юрий Вазагов согласился с доводами Вячеслава Гобозова, и отметил, что сложившаяся ситуация требует серьезных изменений во внутренней политике. «Сегодняшнее положение Южной Осетии наиболее сложное, если сравнивать весь поствоенный период. После 2008 года весь набор угроз и вызовов приобрели наиболее серьезный характер. Это связано с запущенными в прошлом году геополитическими процессами и более того, в регионе Южного Кавказа они продолжают набирать силу. В тесной увязке со всеми процессами вопрос Южной Осетии и Абхазии всплывает все чаще и чаще», - отметил он.
По его словам внутренняя уязвимость перед лицом внешнего врага очень высокая, и если до 2008 года политический спектр работал на признание и укрепление позиций республики, то сейчас картина – другая.
«Должен быть национальный консенсус по тем вопросам, которые напрямую отражаются на нашей безопасности – внутренней и внешнеполитической. Это главный вывод, который можно сделать из событий 2022 года. Нельзя забывать об угрозах и проблемах, наш южный беспокойный сосед использует открывшиеся перед ним горизонты, многозначные варианты для решения своей главной проблемы – отношений с Южной Осетией и Абхазией», - уточнил Вазагов.
Эксперт уверен, что необходимо четко учитывать то обстоятельство, что работа в направлении Южной Осетии активизируется в Грузии и, судя по заявлениям и комментариям, которые звучали в последнее время со стороны западных политиков, экспертов, говорит о повышенном внимании к РЮО.
«Они планируют дальнейшую активизацию своей политики в Закавказье, в том числе и в отношении Южной Осетии и Абхазии, с целью выдавливания России и установления контроля над РЮО и РА», - пояснил представитель администрации президента.
Он добавил, что вопреки распространенным мнениям, нет никакого поворота в грузинской политике в сторону России, скорее наблюдается еще большее сближение Грузии с Турцией, как следствие с Азербайджаном.
«Это сближение находит свое отражение в военно – политической сфере. Буквально за прошедшую неделю грузинская делегация побывала в Турции, где провела ряд встреч», - сообщил Вазагов.
Кроме того, как заметил представитель администрации президента, по опыту 2008 года, вызывают подозрение планы по расширению учреждений грузинского Минздрава.
Подводя итоги прошлого года, Юрий Вазагов отнес к знаковым событиям межпарламентское сотрудничество.
"Это формат необходимо развивать и углублять, так как исторический опыт показывает, что пользы для республики от развития межпарламентских контактов всегда было больше, - сказал он. - Существующие диалоговые форматы на пространстве СНГ позволяют некоторым грузинским партиям проводить свою работу на площадках Госдумы и всячески пытаются продвигать свою собственную повестку дня. После прошедших встреч мы можем наверстать упущенные моменты и выйти на новые позиции", - говорит Вазагов.
По его словам, очень интересные моменты наблюдались в прошлом году и по линии МИД, в частности, контакты с Абхазией, с российским МИД.
"А включение Южной Осетии в трехсторонний механизм консультаций России, Абхазии и Сирии, безусловно, открывает перед Южной Осетией неплохие возможности расширения внешнеполитических контактов", - заметил он.
В сфере экономики Юрий Вазагов выделил программу содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии, рассчитанной до 2025 года.
Взгляд парламентариев
По мнению депутата Давида Санакоева 2022 год был непростым, и пока что ожидания людей по некоторым вопросам не оправдались. И на это влияют, как отметил депутат, объективные и субъективные причины.
«Если человек чувствует безнаказанность, то он совершает другое преступление. Поэтому необходимо, чтобы каждый отвечал за свои ошибки и нарушения…
Люди ожидают от власти улучшения уровня безопасности и т.д., и на это надо обратить внимание», - говорит он.
По словам другого депутата Зиты Бесаевой, необходимо понимать масштаб тех разрушительных действий предыдущих властей, который не дает сегодня развернуться новой власти.
«Сегодня перед новой властью стоят огромные задачи, которые необходимо решать в авральном режиме. Ожидания есть, и действия тоже будут. Надо понимать, что не надо ждать действий только от одного человека, каждый на своем уровне должен делать свою работу. Только тогда будет и результат», - отметила она.
Бесаева добавила, что прошлый год дал парламенту возможность наладить отношения с российскими коллегами, и уже намечен некий план работы. Такое взаимодействие каждого органа с российскими коллегами, по словам депутата, даст определенные сдвиги во внутренней политике Южной Осетии.
«Это очень важно. Сегодня происходят геополитические изменения, которые масштабно влияют на нашу внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому надо быть осторожными в некоторых решениях и действиях, потому что это может повлечь за собой нежелательные внешние факторы», - подчеркнула депутат.
Она добавила, что глава государства показал, что готов работать со всеми, независимо от того, был человек в его команде или нет.
"Главное чтобы каждый занялся созиданием, и по истечению определенного периода они покажут свою состоятельность и умение работать в тех сферах, в которых они находятся.
Уверена результат будет, так как есть желание работать. Совместными усилиями мы сможем добиться успеха. Только единение и единство могут дать положительные плоды", – заявила она.
Военная доктрина и Концепция национальной безопасности
Статс-секретарь – заместитель министра обороны РЮО Вадим Сиукаев рассказал о достижениях в военной сфере. По его словам, за последние полгода военное ведомство с российскими коллегами в рамках двустороннего сотрудничества встречались восемь раз: в Цхинвале, в Москве, Воронеже, Краснодаре, Армавире, Петербурге и в Чите.
«Спектр деятельности у нас широкий, разноплановый, работаем по плану двустороннего сотрудничества. Встречи приносят конкретный результат, в том числе по оснащению вооруженной техникой, новыми видами высокоточного оружия, в плане ремонта имеющейся техники, поставки боеприпасов и т.д. О многом говорить нельзя, но отмечу, что по всем направлениям деятельности есть определенные подвижки», - разъяснил представитель министерства обороны.
Сиукаев добавил, что в ходе диалога с российскими коллегами они поднимали и другие актуальные вопросы, которые непосредственно касаются безопасности и вооруженных сил Южной Осетии.
«Все аспекты деятельности анализируются, самое главное – предпринимаются конкретные действия. Говоря в целом о сфере безопасности и государственного суверенитета, в Южной Осетии есть Концепция национальной безопасности, в том числе и внешней безопасности», - подчеркнул он.
Вадим Сиукаев отметил, что следствием этого документа является военная доктрина, которой у республики нет.
"Хотя она была разработана давно, и в этой работе принимал участие сам статс-секретарь, но до окончательного результата доведена не была", - сказал Сиукаев.
Он выразил надежду, что в ближайшее время, по поручению президента Алана Гаглоева, военная доктрина будет представлена Совету безопасности, верховному главнокомандующему и в соответствии со своими полномочиями президент ее утвердит.
«Военная доктрина определит перспективы развития Вооруженных сил Южной Осетии, с учетом тенденций на кавказском регионе. Во многом военная доктрина станет ориентиром для дальнейшего движения вперед», - рассказал заместитель министра обороны РЮО.
Свое видение по итогам 2022 года высказали и другие участники круглого стола, которые сделали подробный анализ событиям ушедшего года, представили предложения по решению многих актуальных проблем югоосетинского общества и развития республики в целом.