Вековой юбилей: Мераб Зассеев об истории, достижениях и проблемах Национального музея

вс, 05/02/2023 - 14:00
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Национальному музею Южной Осетии в этом году исполняется сто лет со дня основания. За этот период музей пережил много трудностей, но основным является геноцид 1920-х, 1990-х, 2008 годов, совершенного в отношении осетин со стороны Грузии.

Новое здание Национального музея было открыто в Цхинвале 20 сентября 2015 года в день провозглашения Республики.

В музее можно ознакомиться не только с традициями, культурой, природой и бытом осетинского народа, но и проследить его богатейшую историю от алано-скифо-сарматских времен до наших дней, увидеть наглядные доказательства многовекового присутствия ираноязычного населения на Центральном Кавказе.

В интервью агентству «Рес» директор Нацмузея Мераб Зассеев рассказал об истории создания национального достояния, представленных экспонатах, достижениях и проблемах.

– Музей отмечает в этом году вековой юбилей, расскажите о самых ярких страницах его истории.

– Уже сам факт появления югоосетинского музея можно назвать уникальным событием, поскольку он создавался в сложный период, когда мир оправлялся после потрясений Первой мировой войны, молодая Советская Республика только вставала на ноги, а Южная Осетия восстанавливалась из руин после жесточайших этнических чисток, осуществленных меньшевистским правительством Грузии в 1920 году.

Казалось бы, первостепенными задачами Южной Осетии должны были стать вопросы дальнейшего выживания, но, наряду с решением задач по восстановлению разрушенного народного хозяйства и стабилизации экономики, Центральный исполнительный комитет Южной Осетии в 1923 году принимает решение об открытии «Областного краеведческого музея» в Цхинвале за подписью выдающихся представителей интеллигенции юга Осетии Александра Джатиева и Чермена Бегизова. Это очень красноречиво свидетельствует о том, что наряду с насущными вопросами выживания решались и архиважные вопросы сохранения духовного и культурного наследия осетинского народа.

С тех пор музею пришлось пережить многое, в том числе и пожар в 1945 году, застой и разруху в годы грузинской военной агрессии, ограбления, но, вопреки всему, он преодолел все трудности и добрался до своего векового юбилея. Благодаря помощи России музей получил второе дыхание в 2015 году, и сегодня считается одним из лучших на Юге России.

Наш музей уникален представленным археологическим материалом. С самого начала музею повезло сотрудничать с такими знаменитыми археологами, как Смбат Тер-Аветисян и Евгения Пчелина.

Во второй половине прошлого столетия археологическая экспозиция музея пополнилась ценнейшими материалами исследователя пещерных стоянок каменного века и энеолита в Кударском ущелье, выдающегося российского археолога Любина, известных осетинских ученых Сланова, Дзаттиаты, Гаглоева. А жемчужиной музея стала коллекция экспонатов Кобанской культуры из Тлийского могильника, найденных и исследованных Багратом Теховым, которая не имеет аналогов в мире, и которая послужила основанием для вывода о том, что осетины как представители индоевропейского сообщества являются древнейшими жителями Южной Осетии.

И сегодня к Осетии приковано внимание многих историков, филологов и археологов мира. Богатейший фактологический материал, хранящийся в Национальном музее, позволяет наглядно увидеть и проследить нашу древнюю культуру и традиции.

– Сто лет позади, что интересного в музейной жизни происходит сейчас?

– В Национальном музее функционирует множество отделов, в их числе – «археологический», «этнографический», «геноцида», «гостиная Коста Хетагурова», «советский отдел», «российско-осетинской дружбы», «боевой славы», каждый из которых периодически пополняется, и посетители время от времени могут увидеть новые экспонаты. Предназначение музея и в том, чтобы использовать свои возможности для развития исследовательского, творческого начала у молодежи. Поэтому у нас регулярно проходят встречи, лектории, поэтические вечера, которые умножают знания учащихся о родном крае, духовно обогащают и развивают, сподвигают на самостоятельные исследования. Также мы пытаемся повышать интерес к музею через ежегодное мероприятие – «Ночь музеев».

Национальный музей активно сотрудничает с Ленингорским музеем, коллегами из Северной Осетии и Эрмитажа. Также у нас заключен договор с объединением музеев Москвы. Одним из важных моментов является и то, что сотрудники музея проходят повышают квалификацию в музеях России.

– Как удается пополнять количество экспонатов для музея?

– Музей должен жить и развиваться ежедневно, но, к сожалению, у нас очень скромный закупочный фонд, поэтому основной источник пополнения коллекции – это дары от частных лиц. Много по-настоящему ценного мы упускаем. Недавно принесли старинный кинжал, затем комплект старинной мебели, но предложенные суммы оказались неподъемны для нас.

Тем не менее, случаются интересные приобретения. В последние годы у нас появился отличный клепаный котел, технология изготовления которого строго наша, использовалась нашим сообществом. Так же, в 2021 году, благодаря помощи президента республики и Владикавказского научного центра к нам вернулся в отреставрированном виде редкий экземпляр бронзового пояса Кобанского времени, найденный Багратом Теховым, и представляющий значительную научную и художественную ценность. Его изображения свидетельствуют о связях наших предков с территориями Европейского континента и передней Азии.

– Какие условия созданы для сохранения исторического и культурного наследия осетин?

– Музей, как и положено, охраняют государственные силовые структуры, несущие ответственность за его содержимое, и решение МВД передать эти функции вневедомственной охране считаю крайне неудачным для музея. Убежден, что необходимо сохранить прежнюю систему охраны, так как уникальные ценности Национального музея принадлежат государству. Мы будем добиваться отмены данного распоряжения.

Что же касается технической составляющей хранения экспонатов, то изначально в здании музея были предусмотрены все условия, в том числе и система климат-контроля. Другое дело, что оборудование требует регулярного квалифицированного обслуживания, и периодически возникают проблемы, которые решаются не в том объеме, каком бы хотелось.

Многие экспонаты отдела природы страдают из-за ветхости, некоторым из них около 90 лет. Я с гордостью и благодарностью могу сказать, что сохранность многих экспонатов – это заслуга сотрудников музея, которые делали все для этого.

Не могу не отметить безвозмездную помощь Вадима Каджаева в восстановлении части картин из музейной коллекции. Реставрационные работы очень важны для нас. Недавно приезжали специалисты из Москвы, с которыми я начал вести переговоры по данной теме, но все пока упирается в вопросы провоза полотен через границу с Российской Федерацией.

– Какие потери понес музей во время грузинской агрессии против Южной Осетии? Что удалось сохранить и восстановить?

– Грузино-осетинский конфликт и последовавшее за ним безвременье нанесли огромный урон музею. Пропала значительная часть уникальных экспонатов, в том числе – Оконский триптих, коллекция холодного оружия, нумизматический материал, картина Туганова «Расстрел 13 коммунаров» – это общеизвестно. Эта же участь могла постигнуть и археологическую коллекции, если бы ее не вывезли в Северную Осетию.

– Каково значение уникального Оконского триптиха, похищенного из музея республики в 90-ые годы, для нашей республики?

– Икона является достоянием нашего народа, республики. К нам в музей триптих попал в 1925 году из Оконской церкви Знаурского района по решению Центрального исполкома. Икона датируется XI-XII веками и представляет большую художественную, историческую и, если хотите, сакральную ценность. Это редкая работа ранней Византийской школы иконописи. Согласно историческим данным, икона была принесена в дар аланскому царевичу византийским императором. Фрагменты иконы хранятся в Королевском Британском музее и Метрополитен Музее в Нью-Йорке, а наш экземпляр сохранился практически полностью. Наша позиция в отношении похищенного раритета неизменна – ее надо возвращать домой. После любой войны, конфликта ценности такого содержания возвращаются исконному владельцу. Эту тему необходимо поднимать на всех возможных площадках, в том числе, теми, кто занимается последствиями агрессии Грузии против Южной Осетии.

– Какие новшества ждут посетителей музея в 2023 году? Расскажите о запланированных на этот год мероприятиях.

- В первую очередь, это юбилейные мероприятия, которые должны пройти примерно в конце марта, это важное событие, и оно должно остаться в памяти. К столетию музея готовятся книга-альбом с обширным фотоматериалом, сувенирные изделия, копирующие артефакты экспозиции. В зависимости от решения вышестоящего руководства, может быть, будет выпущена памятная монета.

В этом году, помимо традиционных праздничных и памятных мероприятий, мы намерены организовать регулярную выставку частных коллекций, это будет хорошей альтернативой привозным выставкам, поскольку есть сложности с провозом культурных ценностей чрез границу.

В доковидные времена у нас было запланировано и такое мероприятие, как «Выставка одного предмета» или «Выставка одной картины», которое мы также намереваемся возродить к жизни.

Есть еще ряд новшеств, которые могут появиться в музее в этом году, но пока рано говорить об этом вслух.

Музей одновременно и консервативный, и очень подвижный организм, который живет и изменяется каждый день. Неизменным остается одно – фанатичная преданность коллектива музея своему делу, его желание совершенствоваться и содействовать сохранению и развитию культуры Осетии.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest