О том, какие постановки ожидают местных театралов в 2024 году и какие творческие проекты намерен реализовать югоосетинский храм Мельпомены, в интервью газете «ЮО» рассказал художественный руководитель госдрамтеатра Тамерлан Дзудцов.
– Тамерлан Ефимович, за последние годы Юго-Осетинский госдрамтеатр, что называется, заметно набирает обороты. Ставятся успешные спектакли, приглашаются режиссеры, театр выходит на новые площадки в Российской Федерации, плюс получает гранты от российского минкульта. Как Вы оцениваете достигнутые результаты?
– Это результат ежедневного труда всего коллектива, который работает над тем, чтобы каждый раз представлять зрителю новые, качественные постановки, а также обновлять старые, которые актерский состав давно не играл. Нельзя сказать, что мы движемся вперед семимильными шагами, но театр однозначно развивается. Есть проекты, над которыми сейчас ведется работа, их нужно довести до конца.
2024 год обещает быть насыщенным в плане гастрольной деятельности. В рамках федеральной программы «Большие гастроли» мы представим российскому зрителю «Бориса Годунова» по одноименной трагедии Пушкина и «Самоубийцу» Эрдмана. Кроме того, наш театр планирует принять участие в нескольких фестивалях.
Для югоосетинского зрителя готовится интересная, содержательная афиша, включающая целый ряд новых постановок. При разработке репертуара этого года, как и ранее, были учтены жанровые пристрастия театралов, поэтому в него вошли постановки комедийного и трагедийного жанра, а также трагикомедии. Акцент ставится на произведениях осетинской и мировой классики.
К примеру, студенты актерского факультета ЮОГУ, которые в этом году заканчивают обучение и будут вливаться в состав труппы, уже успели представить цхинвальскому зрителю комедию Асахмата Айла-рова «Горæттаг усгуртæ» («Городские женихи»). В настоящее время работают над комедийной драмой Нила Саймона «Билокси-блюз». Еще одна постановка, которую в скором времени представят юные артисты на суд взыскательного зрителя – спектакль «Маугли» по мотивам сказки Редьярда Киплинга.
Из осетинской классики режиссер Эдуард Келехсаев ставит трагикомедию «Саухъус æлдар» («Черноухий князь») по одноименной пьесе Владимира Гаглоева, которая была написана им по его же известному произведению «Пробуждение». В сюжете показаны нравы и традиции осетинского общества в 19 веке, отражены противоречивые процессы той эпохи.
Спектакль «Саухъус æлдар» входил в репертуар госдрамтеатра еще в конце 90-х годов 20 века в режиссерской интерпретации Геора Хугаева.
Еще одну новинку представит режиссер Казбек Джелиев. Вместе с художником-постановщиком Давидом Найфоновым он скоро приступит к работе над постановкой спектакля «Тиль» по пьесе Григория Горина. В основу драматического произведения положен роман Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле», повествующий о приключениях героя средневековых немецких и нидерландских легенд Тиля Уленшпигеля.
Помимо перечисленных спектаклей, ожидается обновленная версия комедии Геора Хугаева «Моя теща» в постановке режиссера Сармата Котаева.
Для ценителей жанра трагедии в этом году по решению Министерства культуры республики будет возобновлена постановка «Фатимы» Коста Хетагурова с новым актерским составом, куда войдут молодые артисты. Премьера предположительно ожидается в августе.
Также будет продолжено продуктивное сотрудничество с министерством культуры Российской Федерации. В этом году нам вновь собираются выделить грант. Как правило, он выделяется под определенного автора и на конкретный спектакль. Вопрос находится в стадии обсуждения. Подобный формат взаимодействия с российским минкультом – безусловный плюс для нашего театра.
Отмеченные моменты наглядно иллюстрируют приоритеты развития Юго-Осетинского госдрамтеатра, направленные на обогащение репертуара и улучшение качества сценической деятельности артистов.
– В январе этого года в Южной Осетии прошли фееричные гастроли североосетинского филиала Мариинки. Планируются ли еще какие-нибудь совместные творческие проекты или же новые гастроли филиала Мариинки в РЮО?
– Сотрудничество с филиалом Мариинского театра в Северной Осетии-Алании – очень важное направление для Министерства культуры Южной Осетии. Насколько мне известно, ведутся переговоры о реализации ряда проектов, в том числе рассматриваются вопросы подготовки совместной постановки с участием артистов филиала Мариинки и нашего театра под руководством Валерия Гергиева.
– Во время премьерных показов национального балета «Фатима» много говорилось о сохранении наследия Жанны Плиевой. Есть ли новые задумки в этом направлении?
– С Ларисой Абисаловной Гергиевой есть задумки провести вечер фортепианной музыки Жанны Плиевой, также намереваемся представить югоосетинскому слушателю вокальный цикл произведений композитора. Нотный материал я ей уже передал. Думаю, проект будет реализован в ближайшее время. Как и в случае с балетом «Фатима», первый вечер будет проведен во Владикавказе, второй в Цхинвале.
– Югоосетинская труппа получила достаточно богатый опыт работы с приглашенными режиссерами. Помимо обогащения репертуара, что еще полезного извлекли наши артисты от этого сотрудничества?
– У каждого режиссера есть свой почерк и индивидуальный метод работы. Для наших артистов это всегда интересно. Подавляющее большинство приглашенных режиссеров показали себя с лучшей стороны, и мы намерены продолжить с ними сотрудничество.
В частности, ведутся переговоры с Романом Габриа, поставившим в Юго-Осетинском госдрамтеатре ряд успешных спектаклей за последние годы. Намерены в дальнейшем привлечь его для работы со студентами актерского факультета ЮОГУ. Очень хорошо себя зарекомендовал Алексей Размахов, который поставил «Самоубийцу» Эрдмана. С ним также обсуждаются новые проекты. Еще один спектакль планирует поставить на сцене югоосетинского госдрамтеатра художественный руководитель Осетинского театра Северной Осетии Гиви Валиев.
Казбека Джелиева в качестве приглашённого режиссера я уже не рассматриваю, поскольку он теперь у нас на штате.
Работая с ними, артисты Юго-Осетинского театра однозначно получили богатый опыт, переосмыслили определенные подходы.
Творческое взаимодействие с разными режиссерами порой помогает артистам по-новому раскрывать свое сценическое амплуа, под другим ракурсом посмотреть даже на старые спектакли.
– Тамерлан Ефимович, Вы пришли в театр более 30 лет назад. Скажите, чем тогдашний зритель отличается от сегодняшнего?
– Зритель сегодня более продвинутый, на его предпочтениях и вкусах отражаются изменения, происходящие вокруг. К примеру, в 90-е и в 2000-е о каком-либо особом влиянии интернета говорить не приходилось. Несмотря на разруху, у театра был свой преданный зритель, который шел на каждый спектакль. Театр в свою очередь старался быть той отдушиной, которая была необходима людям в те тяжелые времена.
Сегодня отношение зрителей изменилось. Есть определенная категория зрителей, которая отдает предпочтение серьёзным постановкам, другие, напротив, ходят на комедийные спектакли. Наше дело предложить разнообразный репертуар, учитывающий предпочтения каждого, а зритель будет сам выбирать, куда ему идти.
– Юго-Осетинский театр в основном придерживается классической театральной эстетики. На Ваш взгляд, насколько наша публика может воспринять эксперименты с художественной формой? «Прокатит» ли постмодерн в Южной Осетии?
– Наш зритель, думаю, готов к современному театру. Под современным театром я имею в виду в том числе современное прочтение классики. В то же время в моем понимании оно не должно переходить через определенную грань. Лично мне непонятно, когда в погоне за зрителем режиссер переходит красную линию, не считаясь с автором произведения, искажая таким образом его замысел. Не нужно забывать об одном – зритель, выходя из театра, должен унести с собой какие-то мысли, вынести для себя что-то из спектакля, в какой бы форме он не звучал.
Для нас сейчас самая основная проблема – это национальная драматургия. Переосмысливая ее, мы понимаем для себя, что она большей частью создавалась на базе определенного социального строя и опиралась на принципы соцреализма. Эти произведения были созвучны с тем временем. Сегодня же перед нами стоит задача поставить их так, чтобы они отражали запросы нынешней эпохи.
Острая нехватка современных осетинских авторов не позволяет рассчитывать на постоянный приток новых произведений. Сегодня у нас единственный драматург – Алан Остаев. Мы сотрудничаем с ним, заказываем пьесы. К примеру, театру сегодня требуется комедия, отражающая наши реалии. Очень востребованы пьесы исторического характера для просвещения молодежи. Ввиду отсутствия национального кинематографа, который бы мог затрагивать историческую тематику, эту нишу должен восполнить театр.
Что касается постмодерна, то для определенной категории зрителей он, как вы говорите, «прокатит». В целом, наш зритель к этому готов. Самое главное – не переходить грань дозволенного.