В Цхинвале прошел круглый стол к 104-летию геноцида осетинского народа со стороны Грузии

пт, 21/06/2024 - 17:00
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В Цхинвале прошел круглый стол к 104-летию геноцида осетинского народа со стороны Грузии.

В мероприятии приняли участие профессорско-преподавательский состав югоосетинского государственного университета: доцент, кандидат философских наук Коста Дзугаев, доцент, кандидат политических наук Сослан Плиев, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Осетии и Кавказоведения Николай Баззаев и другие.

Модератором мероприятия выступил заведующий кафедрой политологии и социологии - профессор Инал Санакоев.

С докладом на тему геноцида осетинского народа в 1920 году выступил старший преподаватель кафедры истории Осетии и Кавказоведения Николай Баззаев. По его словам, геноцид осетин 1920 года в отечественной исторической науке предоставляет центральную тему исследования.

Он отметил, что многие аспекты учиненного грузинским правительством кровавого погрома до настоящего времени еще не раскрыты, «при этом по некоторым исследовательским положениям необходимо провести методологическую ревизию».

«Вопрос геноцида южных осетин долгое время рассматривался в контексте политического курса грузинского государства, особенно это характерно для отечественной истории советского периода в целом, и осетиноведении в частности. Геноцид 1920 года обозначается меньшевистским, геноцид 1989-1991 гг. - националистическим. В определенной степени такой подход является политически аргументированным, но в то же время, составляющей, с точки зрения ментальной, мы можем наблюдать гораздо глубокие корни, национальные, культурные, религиозные и т.д», - сказал Баззаев.

Идеологическая «меньшевизация геноцида 1920 года», по словам Баззаева, позволило грузинскому правительству проводить мягкую политику геноцида, «геноцида уже культурного, культуры отмены всего осетинского».

«Осетин вынуждали в документах изменять свою национальную принадлежность, осетинские географические названия заменялись грузинскими. В 1939 г осетинская письменность была переведена на грузинский алфавит, в осетинских школах было введено преподавание на грузинском языке», - сказал он.

При этом Баззаев напомнил, что после меньшевистского геноцида Грузии в отношении Южной Осетии в 1920 году, отношения между народами не улучшились, поэтому включение автономии в состав Грузинской ССР волевым решением партийного руководства наложило отпечаток непонимания северными и южными осетинами своего места в общей системе СССР.

«Сформировалась проблема разделенности осетинского народа.

Дальнейшее развитие Южной Осетии под грузинским руководством происходило под негативным влиянием грузинского руководства, которое самыми различными доступными способами под видом дружеских отношений пыталось превратить непокорных осетин в аграрный придаток Грузии. Факты геноцида югоосетинского народа за последние 102 года каждый раз требовали адекватных, объективных и решительных действий со стороны мирового сообщества и международных организаций по оказанию всесторонней правовой помощи Южной Осетии. До сих пор виновные не понесли заслуженного наказания, а нарушенные права потерпевших не восстановлены. Такое положение не может не порождать безнаказанность лиц, облеченных властью», - заключил историк.

В свою очередь профессор Коста Дзугаев отметил, что жертв во время геноцида осетинского народа было намного больше, чем опубликованные официальные данные в количестве пяти тысяч жителей. По его словам, грузинские каратели без разбора убивали невинных людей: детей, стариков, женщин только из-за их принадлежности к осетинской нации.

«Убитых и вынужденных переселенцев было гораздо больше, нежели официальные пять тысяч. Об этом также могут свидетельствовать статистические данные по югоосетинской численности населения до и после геноцида 1920 года. Кроме того, сохранилась телеграмма, которую направили в Москву, где руководители Южной Осетии взывают о помощи, когда грузинские каратели убивали осетинское население. Несчастные люди были вынуждены бежать от расправы через Главный Кавказский хребет с детьми, где люди погибали от голода и холода. Это были чудовищные потери, это были прямые жертвы геноцида двадцатого года», - сказал Дзугаев.

Кроме того, профессор обратил внимание на вопросы демографической статистики населения Южной Осетии на начало новейшего конфликта. Он отметил, что в 80-90 годы в Грузии проживало до 600 тысяч людей, которые имели осетинское происхождение и которые попали «под ассимиляторское давление со стороны грузинских властей».  

В свою очередь заведующий кафедрой политологии и социологии - профессор Инал Санакоев добавил, что все действия грузин в отношении осетин, обосновывается в качестве национальной идеи, как некая политическая субстанция, где для всеобщего грузинского национального блага оправданы любые жертвы.

«Тема геноцида не должна быть забыта, эта тема должна транслироваться на будущие поколения с тем, чтобы она все отзывалось в нашей исторической памяти. Подводя итоги круглого стола стоит отметить, что нам необходимо выработать стратегию развития страны, четко знать, какие пошаговые шаги нужны для развития страны, какие приоритетные вопросы у нас сегодня, думать над тем, как противостоять современным вызовам», - сказал он.

Напомним, 20 июня – День памяти жертв геноцида осетинского народа.
104 года назад Южная Осетия подверглась вооруженной агрессии со стороны меньшевистского руководства Грузии, в результате которой были сожжены дотла все югоосетинские села, а имущество населения было разграблено.

Осетины смело и самоотверженно боролись против грузинских захватчиков, среди них были и 13 коммунаров, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю осетинского народа и являются символом патриотизма, отваги и жертвенности во имя Родины.

В июне 1920 года 13 участников сопротивления попали в плен к грузинским меньшевикам. Их поместили в подвал частного дома в Цхинвале, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы, спустя несколько дней, рано утром, 20 июня, их повели на расстрел.

Среди них были: Данил Николаевич Валиев, Николай Арчилович Валиев, Кишил Зурабович Цховребов, Николай Давидович Котолов, Андрей Габиевич Джиоев, Пашка Давидович Ходов, Соско Леванович Гобозов, Иван Ражденович Тедеев, Тотр Дуриевич Цховребов, Буту Гаврилович Дзеранов, Резо Давидович Гиголаев, Саша Николаевич Гиголаев, Гиго Александрович Кумаритов.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest