Эскалация российско-грузинских отношений в той или иной мере затронула практически весь спектр общественно-политических государственных институтов, в том числе и такой важнейший идеологический орган, каким является поместная Церковь. И, если в оборонно-торговом секторе конфликт вышел в открытую фазу, то в области церковных отношений противостояние носит более избирательный, закрытый режим. Ситуацию сдерживает несколько причин: Традиционная консервативность Церкви, Евхаристическое общение между Грузинской Православной Церковью и Русской Православной Церковью и исторически тесно сложившиеся контакты грузинского и русского священства. Однако в последнее время с приходом к власти прозападного правительства М.Саакашвили в Грузии резко усилилось давление на Православную Церковь.
Вопиющим фактом, подтверждающим антиправославную политику правящей грузинской верхушки стал штурм Кафедрального собора Глданской епархии (юрисдикция Греческого Православного Синода Противостоящих митр. Киприана) в г. Тбилиси осуществленный силами спецназа МВД Грузии и арест ее наместника о.Василия Мкалавишвили по сфабрикованному делу о хулиганстве. На самом деле о.Василий пострадал за то, что активно боролся с засильем в традиционно православной Грузии авторитарных сект типа «Свидетелей Иеговы», которых, кстати, негласно лоббирует супруга президента госпожа Сандра Рулофс. Приговор «восемь лет колонии строгого режима» вынес о.Василию «независимый» грузинский суд по прямой директиве из Госдепартамента США. Это было предупреждение всем тем клирикам Грузинской Православной Церкви которые в той или иной степени не согласны с той антинациональной политикой, которую проводит волюнтарист Саакашвили и К. Грузинская Православная Церковь вняла предупреждению и промолчала по факту незаконного ареста, формально обосновывая это тем, что о.Василий Мкалавишвили не входит под ее юрисдикцию. Как и следовало ожидать занятая Грузинской Православной Церковью конформисткая позиция не принесла для нее никаких положительных результатов, а, наоборот, пошатнула их. Дальше все начало развиваться по давно проверенной, классической схеме: внутри Церкви появляется группировка т.н. православных священников с ярко выраженной прозападной ориентацией, в задачу которых входит раздувание антирусской истерии с последующей дискредитацией здоровой части Грузинского священства (огульно обличая их в связях с КГБ-ФСБ России), смещение законного Патриарха и замена его на лояльную Западу фигуру, которая после ряда необоснованных обвинений, брошенных в адрес Русской Православной Церкви, воспользуется любым надуманным предлогом для окончательного разыва с Сестрой Церковью. Очевидно, что этот разрыв резко ослабит позицию Грузинской Православной Церкви как внутри Грузии, так и за ее пределами, чем конечно же не преминует воспользоваться Константинопольский Патриархат, давно пытающийся подчинить своему влиянию Грузинскую Церковь, так как Константинополь является активным игроком и давним оппонентом Московкой Патриархии на постсоветском религиозном пространстве (вспомним хотя бы последние события на Украине).
По своей сути сейчас в Грузии сложилась ситуация, в точности копирующая положение Русской Церкви после октябрьского переворота, когда Советы в силу своей сути, сделали ставку на предателей епископов-обновленцев, которые своими действиями, в угоду безбожной власти, всячески пытались опорочить идею Православия и влить растлевающий яд порочной вседозволенности в души людей, что, к сожалению, в определенной мере и произошло.
Цель новых грузинских обновленцев разрушить последний бастион истинной независимости Грузинского Государства - ее Церковь, которая на протяжении всех веков его существования являлась незыблемой гарантией самого существования грузинского этноса.
Георгий Капанадзе