Южная Осетия живет в преддверии важных для неё событий – VI съезда осетинского народа и Дня Республики.
Шестой раз осетины съедутся для обсуждения национальных проблем на свой уже традиционный форум. Впервые он пройдет в Цхинвале, столице Юга Осетии.
20 сентября – День Республики. Семнадцатый раз граждане Республики Южная Осетия отметят этот святой для них праздник.
Предпраздничные хлопоты ощущаются везде: в школах, на улицах, в учреждениях, селах и т.д. Люди ждут не просто праздника, для них это еще один этап истории, который они достойно прошли, пережили все трудности, выдержали все политические «сюрпризы» Грузии, при этом с оптимизмом и верой продолжают жить.
Между тем в соседней Грузии радости от предстоящих праздников на Юге Осетии не испытывают. Наоборот. Предстоящие политические события в Осетии чрезвычайно беспокоят грузинский политический бомонд. Конечно, к сожалению, это беспокойство активизировало их деструктивные действия.
Прежде всего, агрессивнее и циничнее стала риторика государственных лиц Грузии. При этом сюжетная составляющая высказываний, как правило, сводит все о Южной Осетии в ипостась Грузия – Россия.
Для Грузии граждане РЮО не существуют, осетины, избравшие свободу и независимость объявлены в Грузии «сепаратистами и бандитами». Все СМИ Грузии обязаны по отношению к Республике Южной Осетии именно так обозначать ее граждан.
Вместе с тем Грузия декларирует о своих «мирных инициативах». Очередным «мирным этапом» стало создание государственной комиссии по определению статуса Южной Осетии.
Создание комиссии подтверждение лжедемократичности грузинской стороны. В комиссию входят те, кто живут в Грузии, являются ее гражданами и чиновниками властных структур. Зачем было создавать комиссию, если она заранее знает, какой статусный приговор вынесет? Вывод один: для создания видимости обсуждения. И видимо грузинские политики хорошо знают, что никто из тех, кто проплачивает эти мероприятия в суть дела углубляться не будут. Антураж дима, вова, урузмаг – для формальности восприятия Западом достаточен.
На тему статуса и работы так называемой государственной комиссии есть весьма откровенно неискренние высказывания и Н. Бурджанадзе, З. Ногаидели. Так, З. Ногаидели призывает к решению проблемы статуса Южной Осетии в составе Грузии (это обязательно) очень внимательно отнестись госслужащих, такое же мнение озвучивает Н. Бурджанадзе.
Итак, по мнению официального Тбилиси, министры Грузии, должны определить, как должны жить в РЮО. А здесь хотят жить по-своему, и совсем не по грузинскому сценарию. Но дело даже не в этом. Южная Осетия 17 лет последовательна в своем политическом выборе. Выросло новое поколение, еще более радикально настроенное, чем те, кто провозглашал республику. Грузия для них, что-то абстрактное, агрессивное, подтверждение чему на Юге Осетии получают каждый день в самых разных формах.
Недавно руководство московской области приняло решение оказать финансовое содействие в строительстве в республике спортивных объектов. Официальный Тбилиси выразил даже в этой связи недоумение. Без разрешения грузинских властей, оказывается, ничего строить нельзя в Южной Осетии, впрочем, по мнению Грузии, осетинам вообще ничего нельзя, кроме как то, что хотят в Тбилиси.
Но Южная Осетия предварять в жизнь свой политический выбор. Грузия создает марионеточное правительство, куда входит ряд этнических осетин изгнанных из страны.
Впрочем, очень быстро поняв абсурдность формы марионеточного правительства (они вынуждены были себя называть Республикой Южной Осетии соответствующей атрибутикой).
И их превратили во временную административную единицу. Теперь они обычные грузинские чиновники, граждане Грузии. Но именно они главные участники политического шоу перед западом. А здесь в суть не углубляются и, как правило, также время от времени принимают участие в этих шоу. Конечно, не все так просто. Грузинская шоу-компания в реальности осетин не представляет. Судя по тому, что говорят лидеры грузинских общественно-политических партий – об этом в Грузии знают все.
Об этом высказывались и С. Зурабишвили, И. Натадзе, Вахтангашвили и другие. И, тем не менее, шоу продолжается. В Цхинвале недооценивают эту технологию, это мнение многих экспертов. Между тем, официальный Тбилиси активнее привлекает псевдо- представителей осетин на государственной и международной трибуне. М. Саакашвили, Н. Бурджанадзе, З. Ногаидели очень мало бывающих дальше Тбилиси (не считая заграницы) обязательно заезжают в н.п. Курта, временно не подконтрольным властям РЮО. Осетинского населения здесь нет, оно изгнано было грузинскими бандформированиями еще в 90–годах.
У местного грузинского населения отношение к шоу-деятелям неоднозначное. Лидеры Грузии здесь долго не задерживаются, заскакивают на часок, обязательно с телевизионными группами. Дальше уже идет информационная раскрутка. Именно на это делается акцент. Убедить общественное мнение в том, что есть осетины, которые думают по-грузински. Запад в это верит, или хочет верить. В Цхинвале с международными организациями практически не работают. Конечно, на это есть и объективные причины, но, тем не менее, здесь идут по пути наименьшего сопротивления. НПО практически бездействует. Официальные структуры не ищут стабильного выхода для контактов и работы, обмена информацией.
Справедливости ради, надо отметить, что, конечно, представители западных стран и организаций не всегда идут на контакты. Так послов ОБСЕ в Грузии 3 раза за июнь–август приглашали в Цхинвал, но встречи в Цхинвале не получалось. А дальше что? Тупик. Старая истина гласит, что выход всегда есть. Но его надо искать.
Грузия же пользуясь огромными финансовыми информационными, военными ресурсами продолжает агрессию против осетин.
О переговорном процессе и его грузинской интерпретацией отдельный разговор.
Заканчивая, краткий обзор политики Грузии по отношению к Республике Южная Осетия, хочется остановиться на назначении Каркусова Урузмага заместителем министра экономического развития Грузии.
Этот человек экономических высот нигде не добивался. Ото всюду изгонялся. Преуспел, если преуспел только в политических шоу-программах Грузии. Каркусов как этнический осетин вдруг оказался таким востребованным в Грузии причиной этому морально нравственные качества или их отсутствие. Из Грузии были изгнаны десятки сотен осетин, которые достойно работают в самых разных частях света, но Грузия для них до конца жизни останется адом. И поэтому пока Грузии нужны в качестве демонстрационного пропагандиского материала осетины, найти они их могут только в ассимилировано – мусорном ведре, что они и сделали. А экономические проблемы на самом деле решаются в Тбилиси, своими людьми. Впрочем, и в данном случае действия грузинской стороны все таки кажутся неадекватными.
Но понимают ли в Цхинвале как поступать с неадекватными действиями Грузии?