В связи с отключением от электроснабжения грузинонаселенных сел Южной Осетии расположенных вдоль ТрансКАМа на участке Кехви – Тамарашени, в различных СМИ появились различные толкования этого шага. Корреспондент «Рес» обратился за разъяснениями к гендиректору югоосетинского республиканского объединения «Энергетика» Хасану Плиеву.
Корр: Столица Республики Южная Осетия - Цхинвал получала электричество по линии ЛЭП проходящей через отключенные от энергоснабжения села. Как теперь город снабжается электричеством?
Хасан Плиев: 18 октября была введена в эксплуатацию 110-киловолтная линии ЛЭП Джава – Зар – Цхинвал. В связи с этим отпала необходимость в старой 35-киловольтной линии, которая не обеспечивала потребностей населения республики из-за низкого уровня напряжения в сети. В начале мы рассматривали возможность прокладки новой линии вдоль трассы Джава – Цхинвал, в том числе через грузинонаселенные села на участке Кехви – Тамарашени, однако контролирующие эти села власти Грузии не допустили этого. Нам не оставалось иного выхода, как выполнить обводной проект, идущий по Зарской объездной дороге, минуя вышеуказанные грузинские села ущелья Большой Лиахвы. Этот шаг был продиктован, в том числе, тем обстоятельством, что население этих сел отказывается оплачивать потребляемую электроэнергию с 2002 года. На данный момент задолженность составляет порядка 40 млн. рублей. Мы не могли себе позволить подобные убытки.
Корр: Как отреагировала грузинская сторона на отключение электричества в этих селах?
Хасан Плиев: После ввода в эксплуатацию новой обводной линии мы сделали предупредительные отключения электроэнергии селам – неплательщикам. Мы делали это в течении 10 дней. Электричество отключалось только ночью. Чтобы довести до населения этих сел нашу позицию, объединение «Энергетика» направила сопредседателю Смешанной контрольной комиссии от югоосетинской стороны Борису Чочиеву письмо с напоминанием о том, что временно неподконтрольные властям РЮО села имеют задолженность перед «Энергетикой» и к ним будут применяться стандартные в таких случаях меры. Югоосетинская часть СКК, в свою очередь, проинформировала о готовящихся ограничениях подачи электроэнергии все заинтересованные стороны: грузинскую, российскую и североосетинскую части СКК, командование Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта, Миссию ОБСЕ и Еврокомиссию. Однако ни от властей Грузии, ни от администраций этих сел до сих пор не поступило ни одного предложения о реструктуризации дога. Я предполагаю, что здесь замешана политика и плохо то, что от этого страдают простые жители этих сел.
Корр: Как власти Южной Осетии намерены урегулировать проблему?
Хасан Плиев: Как только с руководством республики выйдут на контакт с целью решить вопрос о погашении долга и будет подписан соответствующий протокол, мы возобновим энергоснабжение.
Кстати хотелось бы упомянуть то обстоятельство, что в Ленингорском районе Южной Осетии осетинские села получают электричество из Грузии по ценам в два раза выше, чем у нас. И малейшая задолженность вызывает отключение энергоснабжения.