Инга Кочиева: «Меры были приняты правильно, хоть и с опозданием»

пт, 05/10/2007 - 16:00
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Блиц-опрос: «С 1 октября грузинонаселенные села Республики Южная Осетия, имеющие задолженность по потребляемой электроэнергии, были отключены от энергоснабжения. На Ваш взгляд повлияет ли это на возврат тех 40 миллионов рублей, которые они должны нашей Республике?»

Инга Кочиева, политолог:
По поводу политизации этого вопроса грузинской стороной Юрий Морозов сказал категорически: «Это не политика, это экономика». Но по признанию самих жителей грузинских сел, они сроду не платили за электричество в бюджет республики, во всяком случае, после 2004 года. Они, кстати, очень удивились, когда им вдруг сейчас отключили свет. То есть, никто не требовал с них платы, исходя из соображений толерантности и восстановления доверия этих жителей. Выходит, это все-таки политика?
Это была ошибка, и это было не совсем честно по отношению к собственным жителям на территории, которую могли контролировать инспекторы. Свет следовало отключить сразу, как только перестали поступать деньги в бюджет.
М. Саакашвили хвастал тем, что «пролетая над Цхинвальским регионом, он всегда отмечает, что грузинские села освещены наиболее ярко по сравнению с темной частью Южной Осетии – цхинвальскими улицами». Где он там пролетает? И почему он гордиться нашим электричеством как собственным? Неплательщики в неконтролируемых селах получили электричество, тогда как фамилии наших неплательщиков зачитывали списками по телевизору. Тоже, конечно, крайность.
Таким образом, меры были приняты правильно, хоть и с опозданием. В прочем, я считаю, что проведение обводной ЛЭП, как и объездных комфортабельных дорог – это всего лишь способ обособить неконтролируемые территории, с тем, чтобы потом навсегда их потерять. Отразиться ли отключение света как-то на возврате задолженных нам сорока миллионов рублей? Никак не отразиться. Но на бюджете грузинской электрокомпании, которая собирается снабжать эти села электричеством, отразится, причем, немедленно.

Инал Плиев, журналист:
Как неоднократно отмечала юго-осетинская сторона, электричество является товаром. Оно имеет свою себестоимость, вытекающую из стоимости оборудования, необходимого для выработки и транспортировки электричества, а также оплаты труда людей, обеспечивающих функционирование всего этого многосложного оборудования. Как за любой товар, за электричество надо платить всем, кто его потребляет. Так принято во всем мире, ведь никто не может безнаказанно взять в магазине товар, не платя за него. Иначе это будет воровством. Точно так же и электричество, поставленное ПО «Энергетика» отмеченным Вами селам, должно быть оплачено. Подача электричества была прекращена не только потому, что мы хотим получить наши деньги назад, но и потому, что далее не могли себе позволить мириться с разбазариванием наших денег. И приняли меры к прекращению такой ситуации, построив обводную ЛЭП.
Грузинская сторона, по некоторым сведениям, пытается оправдать свои неправомерные действия тем, что это электричество является «контрабандой». Но эти увертки грузинской стороны не имеют под собой оснований, ей прекрасно известно, что это никакая не контрабанда, и на самом деле она это электричество контрабандой не считает. Если бы грузинская сторона считала его контрабандой, то возбудила бы уголовные дела в отношении тех лиц в грузинских селах, которые использовали его все это время. Думается, что дело здесь в нездоровой привычке к так называемой «халяве», укоренившейся в руководстве Грузии. Ее развитию способствовала и щедрая финансовая помощь из-за рубежа, основная часть которой распределялась между главными политическими акторами Грузии (некоторые из которых, к сожалению, не все, сегодня сидят за решеткой по обвинению в коррупции). Этой привычкой за истекшие годы оно, к сожалению, пропитало практически все слои грузинского общества, которые убеждены, что все и вся обязаны содержать их бесплатно.
Отсюда же и проистекает стремление Грузии захватить Южную Осетию и Абхазию – чтобы у них были рабы, которые будут на них бесплатно работать, чтобы они могли опять-таки «на халяву» использовать восстановленные нами за прошедшие годы заводы и фабрики, а также природные богатства наших стран.
За электроэнергию, потребленную грузинскими селами, все эти годы платила Южная Осетия. Сумма накопилась по нашим меркам невообразимая – порядка 40 миллионов рублей. Эти средства могли пойти, например, на социальные программы. Но грузинская сторона использовала то обстоятельство, что не было обводной линии электропередачи, и надеялась, что такое положение будет вечно. Упрощенно говоря, получается, что оплаченное осетинами электричество они любят, а самих осетин не любят.
Позволю себе также сравнить высокий гуманизм юго-осетинской стороны, которая все эти годы поставляла электричество грузинским селам, с низким коварством грузинской стороны, которая в лютые февральские морозы 1991 года прекратила подачу электричества в Южную Осетию. Причем «Союз независимых энергетиков Грузии», от имени которого была осуществлена эта человеконенавистническая акция, приведшая к гибели многих людей, прямо объяснил ее не экономическими, а именно политическими требованиями, в отличие от осетинской стороны сегодня.
Более того, гуманизм руководства Южной Осетии еще раз проявился в том, что наше правительство заявило о готовности пойти на реструктуризацию долга грузинских сел, чтобы они окончательно не остались без электричества. Разве можно это сравнить с поведением грузинской стороны в середине и конце 90-х, когда Южная Осетия была в бедственном положении в результате учиненной грузинскими бандами разрухи, и была не в состоянии оплатить электроэнергию? Вместо того, чтобы проявить гуманизм, который сегодня проявляет Южная Осетия, они для издевательства подавали электроэнергию короткими включениями – на две-три минуты в сутки. Это нашим народом воспринималось не иначе как моральная пытка. Более того, грузинская сторона впоследствии еще и потребовала оплаты за эти издевательские включения!
Таким образом, независимо от того, повлияет решение ПО «Энергетика» на оплату грузинскими селами своего долга или не повлияет, оно является правильным, так как прекращает бесполезное расходование наших денег.

Венера Маргиева, жительница Цхинвала:
Не думаю, что эта мера как-нибудь исправит ситуацию. На мой взгляд, плату за электричество нужно было взимать так же, как это происходит в Ленингорском районе нашей республики. Там грузинские энергокомпании, снабжающие светом некоторые осетинские села, даже за месяц задолженности отключают электричество. А наши власти терпели это безобразие годами.
Я думаю все же, что простое население этих сел не против того чтобы честно расплачиваться за свет, но кто их спрашивает! Там же грузинских полицейских и военных больше чем местных жителей. Они приезжают и уезжают и мало заботятся о том, каково мирным людям без света. Как всегда простые люди становятся заложниками политических игр.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest