Пытаясь реабилитироваться в глазах грузинских граждан и всего мирового сообщества после скандального разгона демонстрации в Тбилиси, президент Грузии Михаил Саакашвили перехватив инициативу у взъерошенных оппозиционеров, активно принялся закреплять свой успех. «Я принял решение провести внеочередные президентские выборы в Грузии 5 января 2008 года», – заявил Саакашвили, выступая вечером 8 ноября с заявлением в эфире первого канала Общественного телевидения Грузии, добавив при этом, что будет выставлять свою кандидатуру. В тот же день будет проведен плебисцит по определению сроков проведения парламентских выборов.
Согласно конституции Грузии, Михаил Саакашвили должен был назначить президентские выборы в январе 2009 года. Как известно положение в стране усложнено до предела и Саакашвили соответственно не может гарантировать себе победу в 2009 году. Исходя из этого, он преднамеренно укорачивает свой срок, пытаясь застать своих оппонентов врасплох.
За такой короткий срок его конкурентам будет трудно провести полноценную подготовку к выборам, в то время как у него самого шансы достаточно велики. Для обеспечения нужного результата, Саакашвили располагает всеми нужными рычагами. Он сохраняет в своих руках контроль над всеми ветвями власти, ЦИКом, выборными комиссиями, а также, что особенно важно, над силовыми структурами, которые, как видно по последним событиям в Тбилиси, в состоянии подавить всевозможные массовые выступления протеста.
По планам Саакашвили, будущие выборы призваны обеспечить его переизбрание на второй срок. Он собирается передать власть самому себе, а электоральная процедура будет использована в качестве средства легитимизации его повторного срока и как свидетельство торжества «грузинской демократии». А в такт прелюдии, помимо обещаний по поводу повышения заработной платы бюджетникам и прочих небылиц, вступив в предвыборную гонку намного раньше своих противников, Михаил Саакашвили в очередной раз дает слово будущим избирателям максимально активизировать политику по возвращению Абхазии и Южной Осетии.
Более того, при нынешнем стечении обстоятельств абсолютно ясно, что ни у одного из кандидатов от объединенной оппозиции нет единого харизматического лидера. По мнению большинства экспертов, именно на этом и играет Саакашвили, который понимает, что в ближайшие два месяца оппозиция не сможет выдвинуть фигуру, сопоставимую с ним по харизме и воле к власти.
В состав объединенной оппозиции входят несколько крупных оппозиционных партий страны и малочисленные политические движения. Среди них - Республиканская (лидер Давид Усупашвили) и Лейбористская партии (Шалва Нателашвили), движения «Свобода» (Константин Гамсахурдия), «Национальный фронт» (Каха Шартава), «Картули даси» (Джондо Багатурия), Партия народа (Коба Давиташвили), «Путь Грузии» (Саломе Зурабишвили), «Мы сами» (Паата Давитая), Консервативная партия (Звиад Дзидзигури), движение «За единую Грузию» (Константин Гунцадзе). На сегодняшний день Национальный совет оппозиционного «Общенародного движения» выдвинул единым кандидатом Левана Гачечиладзе – мажоритарного депутата парламента Грузии, члена Национального совета. Кроме того, Гачечиладзе был одним из объявивших голодовку перед зданием парламента РЮО митингующих, на которых ополчился с дубинками грузинский спецназ. Известно, что в результате многочисленных побоев Гачечиладзе оказался в больнице.
Как заявил Леван Гачечиладзе в ходе представления его кандидатуры на пост президента, «выборы 5 января не будут обычными выборами, это – продолжение начатой борьбы против насилия и несправедливости». «Мы боремся за то, чтобы в Грузии раз и навсегда закончилась «вождемания», – подчеркнул он. Гачечиладзе откровенно признался, что у него нет большого опыта отношений с международными представителями, выразив, вместе с тем, уверенность, что в этом ему помогут бывшая глава МИД, лидер партии «Путь Грузии» Саломе Зурабишвили, которая в случае победы оппозиции на досрочных выборах займет пост премьер-министра и остальные члены совета.
До недавнего времени в объединенную оппозицию входила и Лейбористская партия. После отмежевания от «Общенародного движения», ее лидер Шалва Нателашвили свою кандидатуру в президенты выдвинул отдельно. Как видно разногласия начались и внутри грузинской оппозиции. О выдвижении своих кандидатур на пост президента также объявили бизнесмен Бадри Патаркацишвили, лидер оппозиционной Республиканской партии Давид Усупашвили, лидер партии «Новые правые» парламентарий Давид Гамкрелидзе, лидер «Партии будущего» Гиоргий Маисашвили и представитель политического союза «Единая Грузия» Автандил Маргиани.
По утверждениям объединенной оппозиции, в настоящее время, в Грузии продолжается политический террор, здесь не соблюдаются элементарные демократические нормы. В частности, член Национального совета, бывший министр по урегулированию конфликтов Гиоргий Хаиндрава недавно был вызван на допрос в департамент контрразведки по делу о шпионаже. «В эти дни президент и спикер заявляли, что какие-либо политические преследования прекратятся, но это не так – арестованы тысячи людей, наших сторонников, участников мирного митинга. Если власть действительно волнует судьба страны, она должна прекратить преследования незамедлительно, таково категоричное требование Национального совета», – заявил Гиоргий Хаиндрава.
Судя по происходящим событиям о справедливых выборах в Грузии на современном этапе ее развития говорить излишне. При столь ужасающем социально-экономическом развитии страны, Грузия продолжает оставаться авторитарным государством. Однако ни для кого не секрет, что прозападная ориентация как официальной власти, так и большинства представителей оппозиции, является основополагающим сдерживающим фактором от «крайних» мер – Саакашвили при всем хотении никак не рискнет открыто поставить на место своих оппонентов, а оппозиционеры не осмелятся совершить «классическую» революцию, понимая, что в этом случае они лишатся понимания со стороны Запада, основного источника доходов обоих противодействующих сторон.
Тамара Келехсаева