Необходимо возвращение национальных ценностей

ср, 13/02/2008 - 16:13
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Необходимо возвращение национальных ценностей В память о святом великомученике Валентине 14 февраля стал Днем влюбленных. В 269 году римский император Юлий Клавдий II запретил воинам жениться, чтобы они не отвлекались от военных дел. Однако молодой священник Валентин тайком проводил свадебные церемонии и венчания. За эти «неконституционные» действия он был приговорен к смерти. В тюрьме он познакомился с Джулией, дочерью надзирателя. Перед казнью он оставил девушке письмо с объяснением в любви. Его казнили 14 февраля 269 г. В память о канонизированном впоследствии Валентине пошли и открытки-валентинки.
Всемирный праздник признаний в любви 14 февраля теперь отмечается повсеместно. Не стала исключением и Южная Осетия. Основными субъектами праздника являются молодые люди, которые взяли за устойчивое правило дарить друг другу валентинки с поздравлениями. Правда большая часть адресатов и дарителей валентинок не знает сущности и истории праздника. Открытки с каллиграфическим выражением чувств дарятся потому, что так стало принято.
В отличие от многих стран, повальное увлечение праздником Дня святого Валентина вызвало озабоченность, к примеру, в Тайланде. Тайцы взяли за правило жениться 14 февраля. Однако, как отмечают социологи и эксперты, растет и количество разводов тех пар, которые женились именно в этот день.
Вместо Дня святого Валентина власти Тайланда выступают за популяризацию буддийского праздника - Макха Буга, в память о первой проповеди Будды для своих учеников. Власти этой страны считают, что перевесом Макха Буга над Днем святого Валентина нужно обогащать умы молодежи преподаванием буддийских законов, которые сохраняют нравственное и духовное здоровье. Хоть Макха Буга не имеет отношения к любви, но власти страны опасаются забвения национальных праздников. И это при гипертрадиционализации тайского общества (!), что характерно и для других азиатских стран.
Но даже при повальном увлечении тайцев валентинками власти страны нашли в этом здоровое зерно и накануне 14 февраля ежегодно распространяют десятки тысяч книг, компакт-дисков, подарочных наборов с фильмами о психологии семейной жизни, чтобы укреплять институт брака, а не предаваться пустому веселью. Пропаганда ценностей семейной жизни и укрепление института семьи в Южной Осетии предана забвению. Никого не волнует большое количество разводов в республике, вопросам укрепления семьи, брачных отношений мало кто уделяет внимание.
Широкое распространение Дня влюбленных (по сути католического праздника) в данном случае вступает в противоречие с традиционной для осетин религией - православием. Легкость, с которой наша молодежь поддается влиянию сегментов несвойственных нам направлений христианства, должна настораживать. Если внедрение неправославных праздников и дальше будет развиваться, то возникает опасность привнесения в наши верования праздников не только из других христианских направлений, но и религий.
Правильнее было бы культивировать исконно православный праздник, касающийся влюбленных - День святых Петра и Февронии, который отмечается 8 июля. История праздника вкратце такова. Болевший проказой князь Петр, вступивший на Муромский престол в 1203 году, во сне увидел, что его вылечит только крестьянская дева Феврония. Князь полюбил Февронию за ее добродетель и обещал жениться на ней после излечения. Феврония вылечила князя и вышла за него замуж. Супруги пронесли любовь и верность друг другу на протяжении жизни. Они были известны добротой и состраданием. Скончались Петр и Феврония в один день и час 8 июля (по новому стилю) 1228 года. Тела святых были положены в один гроб. Примерно через 300 лет после кончины Петра и Февронии Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. 8 июля православные верующие посещают храмы. В молитвах молодые просят Бога о большой любви, а люди постарше - о семейном согласии. Считается, что святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на вступающих в брак.
Возвращение в русло православия забредших в католицизм субъектов связано не столько с задачами материального, сколько духовного плана. Внедрению национальных праздников в наш быт, причем не в нынешнем извращенно-застольном виде, мешает апатия лиц, отвечающих за нравственность и мораль в обществе. Историки, этнографы и краеведы республики замкнулись и живут в своем академическом мире, практически не влияя на морально-нравственную ситуацию. Нашему обществу не хватает морально-нравственных звонарей. Попытки изменить ситуацию начинаются, когда она выходит из-под контроля и, как правило, они оканчиваются ничем.
Наглядный пример - празднования дзуары бонтæ, которые превратились в массовые попойки. Причем, никого не интересуют история и сущность праздников, на первое место выходит банальное желание напиться. Как с этой бедой перерождения праздников в пьяные оргии, оскорбляющих наши верования, будут справляться органы власти (именно органы власти, потому что академические круги давно расписались в бессилии), неизвестно. Необходимы жесткие и экстренные меры, иначе процесс деградации людей, извращения праздников и забвения историко-религиозной подоплеки примут катастрофические масштабы.
Комплекс мер должен быть применен не для отчета и не в разовом порядке, что довольно часто можно увидеть. Изменение сознания должно носить последовательный, плановый характер. Конечно, политика изоляционизма отчуждения от общечеловеческих ценностей, общепризнанных традиций и международных праздников не делает нам чести и отбрасывает нас на задворки человечества. Однако, противопоставление национальных праздников будет эффективным только тогда, когда осетинские-аланские памятные даты вернутся в нашу жизнь в соответствии с сущностью.
Нельзя подменять, даже размывать национальные традиции насаждением чужой культуры. С празднованием дат, имеющих международное значение (8 марта, Новый год и т.д.), мы должны внедрить в нашу жизнь праздники, базирующиеся на национальной культуре, которая уходит вглубь веков. Наши историки обязаны заглянуть в толщу национальной истории, нартский эпос, наши традиции, найти сюжет, достойный узаконивания в качестве Дня влюбленных. Неужели в этом многотысячелетнем культурном пласте осетинского народа нет соответствующей даты или события, отвечающего национальным интересам? Почему мы унифицируем свой быт, обезличиваем собственную культуру? Свое веское слово должен сказать «Стыр Ныхас» как объединяющая и направляющая осетинский народ организация, в русле национальной идеологии и самобытности.

Сармат Козаев,
«Южная Осетия», 13 февраля 2008 г., №14(1548).
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest