Без прошлого нет будущего

ср, 19/03/2008 - 13:39
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Без прошлого нет будущегоВ современном мире роль средств массовой информации огромна. Именно СМИ доносят до общества всю информацию.
16 марта 1994 года жители Южной Осетии увидели первый эфир государственного телевидения. За этот период государственное телевидение вышло на более качественный уровень, расширило ассортимент передач, у журналистов появилась возможность выезжать за пределы республики как для повышения квалификации, так и с целью освещения разных мероприятий.
Накануне 14-й годовщины создания Государственного телевидения в Южной Осетии мы решили побеседовать с директором ГТРК «Ир» Робертом Кулумбеговым, который поделился с нами своим видением развития югоосетинской тележурналистики.

– Рождение. Детство. Юность… Какой возраст сейчас переживает югоосетинское телевидение?
– Государственное ТВ образовалось после создания независимой телекомпании «ИР». Необходимость его создания была продиктована тем, что тогдашнее руководство телекомпании «ИР» не поддерживало и не разделяло политические убеждения государства, и поэтому было решено создать государственное ТВ. Первый эфир вышел 16 марта 1994 года. В создании первых передач нам помогли североосетинские журналисты, частично в плане технического оборудования тоже. Позже мы уже сами приобрели необходимую телевизионную технику: это камеры, монтажные магнитофоны и т.д., благодаря чему уже своими силами начали делать передачи. Эфир делился на 2 части: в один день выходило в эфир государственное ТВ, на второй – независимое.
Что касается возраста сегодняшнего телевидения, то у нас пора юности, юности амбициозной, во многом обнадеживающей, не только нас, но и наших телезрителей. Надеемся, что сегодняшняя юность перейдет в самостоятельную зрелость.

– Уже 14 лет работает ТВ Южной Осетии. Что изменилось со дня основания в техническом оснащении, в творческой работе, в уровне корреспондентов, и каков результат?
– В техническом оснащении, конечно же, произошли большие позитивные изменения, учитывая, что вся наша работа основывается на уровне эмпирическом, практики. Это, в частности, касается технических работников, так как никто из них не закончил специализированные учебные заведения. Только сейчас у нас появилась смена, которая полностью состоит из выпускников факультета журналистики ЮОГУ, особенно в информационном сегменте.
На данном этапе мы перешли на цифровой формат. Это и монтаж, и съемки, и выход в эфир. В этом плане мы отстаем всего лишь на ступеньку от центральных каналов, как Первый и другие.
Это позволило облегчить нашу работу, а также заметно улучшилось качество изображения, картинка стала более четкой.
Что касается уровня корреспондентов, то теперь на ТВ работают люди с журналистским образованием. Они имеют очень хорошую теоретическую базу, которую мы реализуем на практике. Бесспорно, теоретическая база – основа для будущей практической работы.

– Почему у нас нет независимых СМИ и что изменилось бы, на ваш взгляд, с их появлением в нашем обществе?
– Отсутствие независимых СМИ, в первую очередь связано с экономическим моментом, так как любое независимое СМИ поддерживается внешним капиталом. В любом государстве независимые СМИ более развиты, чем государственные, ведь они имеют другой источник дохода, другие возможности привлечения кадров. Независимая телекомпания «Ир» прекратила свое существование прежде всего из-за отсутствия средств, и похищения камер. Я считаю, что создание и развитие независимых СМИ в Южной Осетии упирается, прежде всего, в финансирование. Думаю, что если появится в республике независимое СМИ с хорошей технической базой, то кадры бы обязательно нашлись.
Существование независимых СМИ в любом государстве – положительный аспект. Это новое мнение и своеобразный ракурс и видение происходящих событий.
Государственные СМИ вынуждены руководствоваться самоцензурой. Нельзя находиться в оппозиции тех, кто оплачивает твою работу. С образованием независимых СМИ появится и конкуренция в работе, что послужит улучшению качества как государственных, так и независимых СМИ.

– Как вы оцениваете работу телевидения в целом?
– В целом работу югоосетинского ТВ можно оценить на 4, со стремлением получить 5.

– Какое качество вы больше всего цените в тележурналисте, и что является главным показателем его профессионализма?
– Во-первых, умение понять тему, раскрыть ее – это уже профессионализм, и в то же время не иметь желания задавить кого-либо.
К сожалению, некоторые журналисты считают, что критический материал – это обругать то или иное действующее лицо сюжета. Это не так. Необходимо показывать проблему в широком плане, представлять все стороны, и только тогда его профессионализм будет полноценным.

– Сегодня особо остро стоит вопрос о сохранении национального самосознания. И в этом немаловажную роль играют СМИ, которые призваны пропагандировать те ценности, из которых, в принципе, и состоит национальное самосознание. Как вы решаете эту проблему и насколько эффективен диапазон воздействия на зрительскую аудиторию, особенно на молодое поколение?
– Современное общество стремится выйти за пределы национального самосознания. Некоторые считают, что знание мировой литературы и иностранных языков сделает их сознание передовым. И в этом плане национальное самосознание кажется архаичным. Они предпочитают быть гражданами мира, нежели гражданами своей провинциальной страны.
Вообще национальное самосознание – это осознание себя, скажем, осетином, знание своей культуры, языка, уважение традиций и главное стремление следовать этим традициям. К сожалению, сегодня многие не знают слов хотя бы одной осетинской песни. Даже в обыденной речи не могут формулировать мысли на осетинском языке. А некоторые наши представители интеллигенции, призывая к сохранению национального самосознания, мало что реально делают для этого. Одними призывами невозможно сохранить национальное самосознание. А многие передовые люди нашего общества, даже произносят свои призывы сохранения национального самосознания на русском языке. Такой парадокс.
Телевидение прежде всего должно научить людей думать и говорить на осетинском языке и, конечно же, вести пропагандистскую работу во всех сферах – и в культуре, и в традициях, и в музыке, делая это с привязкой к сегодняшним реалиям.
Конечно, это очень сложно. Плюс ко всему, осетины очень склонны выходить за рамки своего национального самосознания и, как губка, впитывать ценности других народов. Это, с одной стороны, хорошо, но в то же время губительно отражается на нашем самосознании, и мы становимся гражданами других миров, забывая родные корни. И в этом плане воздействовать на аудиторию достаточно сложно, но мы все же стараемся разбудить здоровый патриотизм в телезрителях.

– Какие цели вы ставили перед собой: когда задумывали цикл передач, общественно-политического характера, исторические хроники, PS и т.д.?
– Главная наша цель – противостоять посягательствам на наше прошлое. Ведь, не имея прошлого, мы не можем уверенно смотреть в будущее.
Многие хотят навязать нам мнение, что у осетин не было ни прошлого, ни культуры, ни традиций, ни церкви, ни Епархии… При этом создается комплекс неполноценности. И чтобы не было ущемленности, необходимо подтверждать нашу богатую историю фактами, чтобы наш народ знал, что у нас есть древняя история, которая сегодня позволяет нам строить государство.

– Есть ли среди сделанных вами передач наиболее любимые?
– Конечно есть, юмористическая, так как по натуре я – юморист. «Диссæгтæ æмæ æмбисæндтæ» – моя любимая передача.

– Прибегают ли ваши журналисты к помощи консультантов при подготовке своих передач о людях, скажем искусства, поскольку вполне понятно, что не все могут быть компетентными во всех областях?
– Естественно, помощь консультантов необходима. Но не всегда в той или иной области можно найти хорошего консультанта.
Я считаю, что каждый журналист должен прибегать к этому методу. В современном мире главным консультантом является Интернет, где можно найти ответы практически на все вопросы, за исключением национальных тем.

– Какие планы намечены вами на этот год? Какими передачами пополнится эфир югоосетинского телевидения?
– Первое – сделать новости в прямом эфире, без записи. Это достаточно сложно, не столько технически, сколько психологически, так как не все наши ведущие готовы работать в прямом эфире.
Также собираемся продолжить ток-шоу, чуть-чуть расширим политические и возобновим развлекательные передачи. Есть еще некоторые планы, но о них пока не хочу говорить.

– Каким вы видите будущее югоосетинского телевидения?
– Светлым, профессиональным и разнообразным. Источник: «Южная Осетия».

А. Джиоты,
«Южная Осетия», №26, 15 марта 2008 г.
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest