Обстановка, складывающаяся вокруг Республики Южная Осетия, становится все более тревожной. Все более очевидно, что в руководстве Грузии стали побеждать те силы, которые склоняются к силовому решению грузино-осетинского конфликта. На это указывают очевидные факты: обстрелы осетинских населенных пунктов из различного вида оружия, похищение людей, блокирование дорог, выставление незаконных вооруженных постов, невыполнение ранее достигнутых договоренностей и.т.д. Все сводится к тому, что официальный Тбилиси стал на путь государственного терроризма – политики, особо осуждаемой современным цивилизованным миром.
И все это происходит на фоне заверений властей Грузии о стремлении решить вопрос сугубо мирным путем, выдвижений неких «инициатив» по урегулированию конфликта. Но в их состоятельность мало верят даже те, кто на протяжении всех последних лет консультирует и поддерживает Грузию, поскольку своими контрпродуктивными действиями тбилисские вожди довели степень доверия между двумя народами до критической отметки. К тому же грузинской стороной торпедируются все предложения вернуться за стол переговоров и сохранить формат Смешанной контрольной комиссии. Попытка убедить общественное мнение, что Россия как посредник в переговорах себя исчерпала, а российские миротворцы не в состоянии более выполнять свои прямые обязанности и их спешно следует заменить на некие полицейские силы – ситуацию только усугубляют.
Предпринимая попытки создать в сознании своего народа образ врага, обвинить во всех бедах негрузинское население, во всем искать «руку Москвы» грузинское руководство все чаще прибегает к воинственной риторике, которая обильно тиражируется и комментируется грузинскими средствами массовой информации. Грузинская журналистика оказалась в тяжелом положении. Несмотря на то, что цензура, в советском понимании этого слова, в Грузии отсутствует, местные журналисты находятся под большим прессом и вынуждены писать и вещать «под сурдинку», в результате многие именитые репортеры или вообще покинули страну, или перешли в другие, менее рискованные сферы. На их смену пришли люди малопрофессиональные, зависимые, изначально ангажированные. К тому же права и свободы грузинских журналистов законодательно все еще слабо защищены.
Что касается журналистов из других регионов, которые освещали и продолжают освещать все то, что происходит в Южной Осетии и вокруг нее, то здесь никогда не забудут и всегда будут с благодарностью помнить, что именно они своим профессионализмом, самоотдачей, оперативной и объективной подачей информации, способствовали ускорению подписания Дагомысского Соглашения, прекращения кровавой агрессии 1991-1992гг. Тогда принципиальная и недвусмысленная позиция журналистов не только формировала мировое общественное мнение, но и способствовала принятию важных политических решений.
Сейчас наступает тот момент, когда журналисты должны возвысить свой голос не для прекращения кровопролития, а для предотвращения его. Только правдивая и своевременная подача информация о ситуации, складывающейся в зоне грузино-осетинского конфликта, категоричность суждений и выводов, убедительность аналитических раскладок могут остудить «горячие» головы, заставлять «ястребов» прислушиваться к голосу «голубей».
Особо хотим обратиться к журналистам тех стран, руководство которых безоглядно вооружает Грузию, помогает готовить для них подразделения специального назначения, подталкивает к применению силы (США, Турция, Украина, Чехия, Литва, Израиль, Греция, Болгария и др.) Перед ними стоит задача повышенной ответственности – переломить сложившиеся стереотипы, принимая решения по передаче оружия и техники кому бы ни было, задумываться о последствиях таких акций. Одна только констатация факта о том, что по темпам милитаризации Грузия уверенно вышла на первое место в мире, а объявленная государственная оборонная доктрина давно уже переросла в доктрину наступательную, агрессивную, и тут уже не спасают даже «заклинания» о «территориальной целостности», заставит многих задуматься, пересмотреть свои взгляды по отношению к молодой «демократической» республике, которая как государство все еще не состоялось.
Еще раз обращаемся к нашим коллегам во всем мире. На вас сейчас лежит большая ответственность. Пока еще можно влиять на ситуацию, создать предпосылки для использования всех мирных ресурсов. Иначе завтра вам останется описывать зверства, считать число жертв, давать картину пепелищ, разгрома и разорения. Этого допустить нельзя!
7 июля 2008 г.
Цхинвал